МУМИЙ ТРОЛЛЬ
(CD, Мистерия звука, 2004, 49:56) Stereo&Video Июнь 2004Не секрет, что по большому счету ни один отечественный поп-проект не отличался оригинальностью. Мы имеем дело с копиями и «фантазиями на тему» разной степени качества и вкуса. При взгляде с этой колокольни Илья Лагутенко велик, как гора Фудзи: его работа всегда протекает в фарватере модных музыкальных течений, она аккуратна, качественна и, самое главное, обладает той толикой наивной дидактичности и пресловутой душевности, что от века к веку ценилась в русской музыке. В этой ситуации вопрос о вторичности сразу отходит далеко в тень. Очередное творение «Мумий Тролля», ужатого до дуэта Юрий Цалер — Илья Лагутенко, навеяно музыкой, которая постепенно, на протяжении последних полутора десятка лет завоевывает все б\льшую популярность. От Барри Адамсона, Момуса, через Friends Of Dean Martinez до Яна Тирсена, под странными названиями типа «музыка для несуществующего кинофильма» и проч., и проч. Действительно, минималистичные композиции с труднозапоминающимися, но прекрасно-прозрачными или грязновато-заунывными мелодиями ассоциировались сплошь и рядом с закадровой музыкой, на которую другой раз и внимания не обратишь, но запоминаешь нутром, чем-то под кожей и, в соответствии с заветом главного специалиста по составлению саундтреков Квентина Тарантино, накрепко связываешь с конкретной сценой фильма. Если же кино еще нет или уже не будет, то кадр просто додумывается. Новый альбом «МТ» именно таков — сероватое, тонко выписанное полотно напряженных гитарных аккордов, вызывающих восхищение каждым нюансом, но не провоцирующих желание послушать их еще раз, плюс кружащееся мяуканье Лагутенко. Запоминается не музыка, а связанное с ней чувство, остается ощущение, а не последовательность действий, физиология, а не мысль. А дальше идут мелочи, носящие характер бантиков, — например, тот факт, что вокалист Лагутенко — не Шаляпин, то что песенка «Такие девчонки» не испортила бы любой диск «Троллей». И то что «Медведица», конечно, хит, независимо от присутствующего на диске потешного и дурашливого видеоклипа, по ошибке признанного сексуальным и интересным. Ах, как это здорово, как оригинально — «эротичный» огурец! Конечно, есть люди, для которых безобидный овощ ассоциируется вовсе не с огородом или салатом, а исключительно с Фрейдом. Но так как хихиканье отличается от смеха, так и детская псевдосексуальность ролика отличается от эротики. Хотя это, конечно, всяко веселей, чем, предположим, прямолинейные приторные слюни Playboy TV. Получается, что все ждут нового альбома «МТ» как некоего явления, а получают нечто, распадающееся на нюансы и особенности, обсуждение которых занимает много времени и только еще больше затуманивает ситуацию. И все-таки роль Лагутенко в русском поп-искусстве до конца не оценена. Томный дальневосточный пижон влез под сердце отечественному шоу-бизнесу «как котята в чужую кровать» — опять в связи с ним вспомнился Вертинский. Нужно подождать — вероятность того, что эта музыка переживет кинофильм, к которому она «приписана», довольно велика.
Александр В. ВОЛКОВ