Музыка

NATTEFROST

(CD, Season of Mist/CD-Maximum, 2004, 40:27) Stereo&Video Июнь 2004
NATTEFROST}
Жанр: поп+рок
Оценка диска: 

Избавление западных скандинавов от пассионарных признаков наступило в результате их крещения, последовательно осуществленной королями-ренегатами Хоконом Добрым, Олафом Трюгвессоном и Олафом Святым. Это несколько смягчило суровые инстинкты местных, однако до конца искоренить приверженность потомков викингов религии предков не удалось, несмотря на все усилия поколений архиепископов Гамбурга-Бремена и далее — Лунда. Отголосок той седой страсти, что веками будоражила регион Балтики и Северной Атлантики, отозвался в начале 90-х гг. прошлого века актами сожжения исторических деревянных церквей 14 века, осквернениями могил и поножовщиной, затеянными некоторыми чересчур ретивыми деятелями «первой волны» блэк-металла. По какой-то странной иронии Норвегия — страна с одним из самых либеральных режимов в мире — на пороге 21 столетия превратилась в рассадник реакционной субкультуры, в рамках которой хэви-металл трансформировался в знамя языческого феодализма: впервые экстремальная музыка попыталась перенести свои идеалы в реальную жизнь. И так ли уж случайно, что на английском слэнге гитара зовется «топором», когда прямые наследники тех, кто поклонялся воинственному богу-громовержцу Тору, неотъемлемый атрибут которого — двуглавый молот Мьелльнир, прообразом коего являлся топор (культ Тора как более раннего, буколического божества был распространен именно в береговой Норвегии, в противоположность более молодому культу Одина и других асов, что получил распространение в Швеции и имел своим центром Уппсалу), поднимаясь на защиту древних устоев сегодня, выбрали в качестве орудия возмездия электрифицированный шестиструнный инструмент? Сольный диск фронтмена одной из наиболее почитаемых норвежских банд, Carpathian Forest из Ставангера, записывался им в гордом одиночестве Zeitgeist Studios с ноября 2002 по январь 2003 года; партии всех инструментов исполнены им же. Гостевые музыканты, среди которых замечены ветераны сцены Нордавинд (экс-участник Carpathian Forest, ее сооснователь), Врангсинн (Carpathian Forest, Hatepulse) и Кульде (Hatepulse), довольствуются ролью скромных попевщиков на нескольких треках, плюс Врангсинн наиграл на басу в «Satanic Victory». Ситуация для блэк-металла не такая редкая: очень многие в этом жанре предпочитают работать вдали от цивилизации, в гордом затворничестве (Burzum, Bathory, Taake, Krieg, Ildjarn, иногда Darkthrone, в последнее время еще и Emperor). Вообще BM — территория волков-одиночек, где консенсус — худшее ругательство; да и служение музе, как известно, не терпит суетного стечения посторонних глаз. На «Blood & Vomit» Наттефрост отдается юношеским эмоциям; музыка, выдержанная в лучших традициях скандинавского тру-блэка (Darkthrone, Mayhem, Emperor), не вызывает лишних вопросов: сырой, злобный, бесклавишный произвол, сопровождаемый громким и быстрым басово-гитарным чавканием и барабанным молотиловом. Надпись на обороте гласит: «истинный, примитивный, ограниченный блэк-металл». Этой фразой Наттефрост открещивается от фэнтезийного, готического и мелодичного симфо-блэка, популяризируемого такими коммерчески успешными исполнителями, как Cradle of Filth и Dimmu Borgir. Лишь на предпоследнем треке «The Gate of Nanna» (кавер-версия композиции культовых финнов Beherit с их альбома 1992 года «Drawing Down the Moon») Наттефрост сбавляет обороты и переходит к планомерному, медленному мозговыниманию. На всех фотографиях буклета (авторства Петера Бесте, переснимавшего весь цвет северной сцены) он предстает в обнимку с огромным боевым топором — глубокий реверанс пращурам! Талантливый вокалист, Наттефрост обладает одним из самых запоминающихся и характерных голосов в блэке — резким скрипучим наждаком, но он олицетворяет еще и классические каноны BM по части композиторства. Чумазая саундом, леденящая арктическим холодом музыка акцентирует внимание на темах чести, крови, почвы, а также признается в беззаветной преданности рогатому зверю. Барабанные партии упрощены до той степени, что являют нам только пунктирное их воспроизведение, а все прочие инструменты строго следуют золотому правилу панк-музыки, в соответствии с которым первый «дубль» — всегда лучший. «Холодные ветра, жестокая зима, языческая земля, черная кровь...» («Ancient Devil Worshipping»)

Николай КИРЮХИН