Музыка

RUSSIAN VOICES
The Moscow State Chamber Choir, Vladimir Minin

(CD, Deutsche Grammophon, 2003, 63:43) Stereo&Video Май 2004
RUSSIAN VOICESThe Moscow State Chamber Choir, Vladimir Minin}
Жанр: классика

Недавно в Большом зале Московской консерватории состоялся вечер (телеканал «Культура» осуществлял его прямую трансляцию), посвященный 75-летнему юбилею выдающегося хорового дирижера В. Минина. Чуть раньше вышел рецензируемый диск. Названные события — локальные фрагменты колоссального культурного массива, имя которому — русское хоровое пение a capella. В мировой музыке оно остается уникальным явлением. В русской культуре хор имеет особое значение — он главенствовал в фольклоре, а также — вплоть до 18 века — в профессиональной музыке. Эти моменты, богатейшая традиция православного церковного хорового пения, — истоки данного феномена. Параллельно развивалось и передавалось от учителя к ученику мастерство организации хорового ансамбля, и в результате выделился особый слой музыкантов — хормейстеров. Можно говорить о голосе как о совершенно особом инструменте, ведь здесь в извлечении музыкальных звуков участвует исключительно живая плоть, т.н. вокальный аппарат. Хор аккумулировал эти качества. Это — сложнейший организм, участие его в исполнении, помимо собственно интерпретаторских задач, предполагает трудоемкий процесс настройки многоуровневого певческого ансамбля. По сравнению с иными инструментами диапазон индивидуальных голосовых тембров, манер, стилей неизмеримо шире. Посему и задача приведения их к общему знаменателю, сплочение голосов для выполнения определяемой дирижером единой исполнительской задачи неординарно сложна. Минин принадлежит к узкому кругу современников, в совершенстве владеющих этим искусством. На диске представлены сочинения русских композиторов-классиков, написанные для хора a capella: популярные — хоры С. Танеева из цикла на стихи Я. Полонского, Г. Свиридова из «Пушкинского венка», «Вокализ» Прокофьева, и редко исполняемые — например, «Джошуа» из «Иисуса Навина» Мусоргского. В отличие от прежней записи цикла «Пушкинский венок» Мининым здесь звучание хора звукорежиссер выстроил в иной манере — музыкальный образ подобен куполу.

Артем АВАТИНЯН