LUCIANO PAVAROTTI
(CD, Decca, 2003, 55:29) Stereo&Video Май 2004Выход компакт-диска (а также SACD) с записью популярных итальянских песен в исполнении Лучано Паваротти — след примечательной тенденции. Современность активно стирает границы между основными подразделениями музыкального искусства — академическим (строгим) и легким (популярным). Особенно в сфере исполнительской. «Академики» и их оппоненты все чаще встречаются на одной сцене, заметно смягчается снобистская недоступность первых и отношение к ним как к «сухарям» — вторых. Знаменитая оперная дива избирает себе в партнеры вокалиста рок-группы, пианист-лауреат после Бетховена и Рахманинова «на бис» увлеченно играет буги-вуги, а на являющуюся оплотом академизма сцену Большого зала Московской консерватории выходит популярный эстрадный певец с программой старинного русского романса. Две области исполнительства никогда не были полностью изолированными, но тропинка, которая их связывала, сегодня имеет шанс дорасти до статуса оживленного шоссе с двусторонним движением. Наша память хранит, например, имена Ю. Гуляева и М. Магомаева, которые у большинства ассоциируются с эстрадной песней, хотя вписаны также и в анналы академического искусства. Паваротти же, великий тенор из знаменитой тройки видных «прорабов» вышеупомянутой «перестройки», напротив, является живой легендой оперной сцены и данным альбомом всего лишь пытается разрушить данное «предубеждение». Итальянские мелодии, красочно аранжированные, исполняет великолепный мастер. Строгий знаток вокала, возможно, скажет, что прошли годы, когда певец демонстрировал свою лучшую форму: в пении заметно корректирующее вмешательство вокальных технологий, не ощущается прежней свободы верхнего регистра. Но эти песни — не тот материал, на котором певец такого ранга способен реализовать все свои возможности, он имеет выраженную иную стилистику. И все-таки в записи запечатлен исключительной красоты певческий тембр.
Артем АВАТИНЯН