Музыка

WAYNE SHORTER

(CD, Verve, 2003, 57:00) Stereo&Video Май 2004
WAYNE SHORTER}
Жанр: джаз+блюз
Оценка диска: 

Хотя работа одного из величайших сопрано-саксофонистов и композиторов современного джаза недотягивает до уровня многих его прежних записей, недооценить факт нельзя: Уэйн Шортер выпустил первый за 36 лет сольный студийный альбом с акустической музыкой! Предыдущий («Schizophrenia») вышел аж в 1967 г., и с тех пор под именем Шортера, а тем более — под именем его самого известного проекта, Weather Report, выпускались только электрические проекты. Уже одно это заставило критиков всполошиться и поднять шумиху вокруг «Alegria», объявив ее и альбомом года, и камбэком года, и лучшей композиторской работой, и бог знает чем еще. И, надо сказать, пластинка в абсолютном исчислении действительно хороша — хотя и не более того. Но еще интереснее она, так сказать, в исчислении относительном: на ней много самой разнообразной музыки, которая демонстрирует, как на самом деле сильно изменилась творческая манера Шортера и со времен работы с Майлсом Дэйвисом, и со времен Weather Report. Его собственные темы — «Orbits», «Angola» и другие — звучат в почти неузнаваемых версиях, а остальной материал поражает разнообразием звучаний, тембров и манер. Мало того, что стилистически он варьируется от «Bachianas Brasileiras» великого бразильского композитора Эйтора Вила Лобоса до анонимной рождественской песенки XII века, в нем еще задействовано два совершенно разных и по игре, и по концепции звука ансамбля, общее между которыми — только басист Джон Патитуччи: в одних случаях это панамский пианист Данило Перес и барабанщик Брайан Блэйд, а в других — радикально иные по манере пианист Брэд Мелдау и барабанщица Терри Лайн Кэррингтон, усиленная перкуссионистом Алексом Акуньей. Причем эти два состава иногда еще и смешиваются, и обогащаются отличной духовой секцией (с участием таких первоклассных мастеров, как саксофонист Крис Поттер и трубач Лу Солофф). В общем, выясняется, что 70-летний мастер не только еще пока здорово играет и не только сохранил способность писать и аранжировать музыку — пусть и не так ярко и сногсшибательно свежо, как тридцать-сорок лет назад, но весьма оригинально и по-своему; он еще и продолжает искать новые пути, переосмыслять свой богатейший музыкальный и человеческий опыт.

Кирилл МОШКОВ