Музыка

JOHN SCOFIELD

(CD, Verve, 2003, 67:10) Stereo&Video Май 2004
JOHN SCOFIELD}
Жанр: джаз+блюз
Оценка диска: 

Во многом эта работа одного из ведущих джаз-роковых гитаристов, прошедшего школу игры у Майлса Дэйвиса в 1980-е и с тех пор наряду с Пэтом Мэтини и Биллом Фризеллом уверенно занявшего место на джаз-роковом гитарном Олимпе, продолжает линию его предыдущего альбома (точнее, предыдущего альбома The John Scofield Band — с тех пор выходил еще один альбом с участием Джона, «Oh!» проекта ScoLoHoFo, но там он играл более традиционный джаз) — «Uberjam». Сам Скофилд говорит, что в значительной степени это «Uberjam #2». Разница заключается в том, что он записан не сборной сайдменов из разных коллективов современной джем-бэндовой сцены, как предыдущий, а «рабочим», концертно-гастрольным квартетом Скофилда, в который входит барабанщик Адам Дейч — мастер сложных грувов и изощренного брейк-бита, каменно-надежный бас-гитарист Энди Хесс и ритм-гитарист Ави Бортник, который на сцене и в студии обеспечивает также поток сэмплов и лупов, оперируя еще и ноутбуком. Дополнительный драйв и тембровое богатство альбому придала задействованная в шести из 11 треков духовая секция с участием таких мастеров, как саксофонисты Крэйг Хэнди и Гэри Смульян. Как ни странно, москвичам материал альбома знаком: именно с ним Скофилд приезжал на прошлогодний фестиваль «Богема-джазз» как раз в дни релиза «Up All Night». На крепчайшие джемовые «грувы», звучащие тяжело, звонко и вполне разнообразно, обильно и со вкусом украшенные изобретательно записанными сэмпловыми слоями (именно на них зачастую держится гармоническое единство ансамблевой игры) и заковыристыми ритмическими петлями-лупами, удачно ложатся простые гитарные попевки, в основном — как обычно у нью-йоркских и калифорнийских джем-бэндов — ритм-н-блюзового характера. Попевки эти сыграны Скофилдом агрессивно и жестко, причем со звуком гитары он играет не меньше, чем с импровизационным обыгрыванием несложных тем (в этом обыгрывании Джону наконец удалось найти вполне разумный баланс между желанием продемонстрировать свою — мягко говоря, довольно своеобразную — технику игры и требуемым самой стилистикой минимализмом средств). Вообще альбом — в такой же степени, если даже не в большей, игра тембров и звуковых пластов, чем игра пальцев; и в удачном звуковом воплощении этой игры невозможно недооценить роль звукорежиссера Джо Ферлы.

Кирилл МОШКОВ