ORPLID
(CD, Prophecy/CD-Maximum, 2000/2004, 71:44) Stereo&Video Май 2004Компакт-диск, увидевший свет в 2000 г. на лейбле Prophecy, являлся переизданием винилового лонгплея, вышедшего в 1997 г. на «культовом» в среде знатоков дарк- и неофолка лейбле Eis & Licht с добавлением трех бонусов, два из которых были позаимствованы с виниловых изданий — десятидюймовки «Das Schicksal» (композиция с тем же именем) и компиляции немецкого неофолка «Das Graue Corps», в качестве объекта посвящения выбравшей одноименную молодежную организацию (песня «Fruehling»), а третий, «Grabesfrieden», оказался ранее не выходившим, эксклюзивным для этого издания треком. Теперь же мы имеем дело с переизданием переиздания: российская компания CD-Maximum наконец выпустила мучительно ожидаемый дебютный альбом Orplid — одной из интереснейших групп немецкой фолк-ориентированной сцены. После того, как тема возвеличивания Старой Европы, ее легенд и мифов неоднократно всплывала в творчестве многих мастеров, включая Death In June, Current 93, Sol Invictus, Blood Axis и проч., очередное обращение к оной требует серьезной мотивации и подготовки. Приятно осознавать, что у Orplid и того, и другого — в избытке. Конечно, неофолк как жанр ищет вдохновения в европейской Традиции, в той священной субстанции, что питала основание расовой, культурной и религиозной идентичности нашего континента, и в этом смысле Orplid не представляют собой нечего исключительного. Исключительным является то изящество и чисто немецкое ощущение времени и пространства, с которым они погружают своих слушателей в атмосферу священства. Да — гитарным переборам у костра, да — национал-романтическому духу и специфическому символизму, от которого веет самой замшелой реакционностью. «Эмбиент-индустриальное» веяние, экспериментальные громыхания дозированы умелой рукой гомеопата (Фолькер Виллхардт), но крайне важны для создания настроения. Преобладают красивейшие грустные баллады под акустическую гитару, фортепиано или еле заметное стрекотание синтезатора, воинственные оркестровые марши («Das alte Jahrtausend»), притчи («Der Merseburger Rabe»), вариации на темы народных сказаний («Der Koenig der Elfen», «Bruder Luzifer»), дохристианских верований германцев («Balder»), воспевание красот родимого края («Das Abendland»). Вокальная техника Франка Махау и Уве Нольте может быть сочтена исключительной — нечасто в наше время услышишь голоса, которые с таким изощренным коварством бередят душу. «Das Schicksal» («Судьба») положена на текст поэта конца 18 — начала 19 века Фридриха Хёльдерлина, замутненный рассудок которого вследствие тяжелого психического заболевания — шизофрении, не стал преградой на пути появления из-под его пера вереницы талантливейших поэм, патриотических од и прекрасных элегий. Это — не единственный опыт подобного рода у Orplid: на десятидюймовке «Das Schicksal» была представлена песня «Walhalla» на слова того же Хёльдерлина. Можно также припомнить, что на втором альбоме, «Naechtliche Juenger», саксонский дуэт перекладывал на музыку собственного сочинения произведение своего другого великого соотечественника — Гете. Еще я заметил, что Orplid увлечены темой извечного противостояния архангела Михаила с Люцифером. Оттого она контрапунктом проходит через все их альбомы («Bruder Luzifer», «Erzengel Michael»). Величие рухнувшей цивилизации является во всей своей религиозно-нравственной чистоте и мужественной сдержанности и не позволяет рассматривать диск иначе как вместилище непреклонного духа Европы. Словно никогда не было ни джаза, ни блюза, ни рок-н-ролла… Как будто вовсе не случилось разрушительных событий последних веков мировой истории, будто ничто не проиграно, и все еще возможно — неизбывный сон…
Николай КИРЮХИН