Музыка

IGOR BUTMAN

(enhanced CD, Universal, 2003, 61:57) Stereo&Video Апрель 2004
IGOR BUTMAN}
Жанр: джаз+блюз
Оценка диска: 

Саксофонист Игорь Бутман давно заслуживал релиза на международном мэйджор-лейбле — собственно, еще с тех пор, когда 10 лет назад на крохотном нью-йоркском лейбле Impromptu вышел его первый сольный альбом, «Falling Out». И для дебюта на Universal он выбрал запись, которая, безусловно, «стреляет» по всем показателям. Альбом записан постоянным, «рабочим» московским квартетом Игоря, а не приглашенными «звездами» — а это большой плюс в эпоху, когда огромное количество сольных альбомов выдающихся инструменталистов превращается в безнадежно «шаровые» джемы из-за того, что диктующие свою волю артистам лейблы навязывают именитых сайдменов, которые в любом случае не могут знать материал настолько тонко и реализовать его настолько уверенно, как менее именитые, но зато постоянно играющие с лидером члены его рабочего коллектива. Пианист Антон Баронин, контрабасист Виталий Соломонов и барабанщик Эдуард Зизак (в одном треке за ударными, правда, сидит Олег Бутман, живущий в Нью-Йорке младший брат Игоря) — очень крепкий коллектив — превосходно чувствуют лидера и звучат с ним единым организмом, что неудивительно — ведь они составляют не только концертно-гастрольный квартет Бутмана, но и ритм-секцию его отличного московского биг-бэнда. Зрелая, демонстрирующая развитое гармоническое мышление, выпуклую, насыщенную аккордику и незаурядную мелодическую технику игра Баронина, упругие, надежные басовые линии Соломонова и хлесткие моторные барабаны Зизака образуют неразрывное целое с интенсивным, исполненным мощи звуком саксофонов Бутмана — несомненно, лучшего российского саксофониста десятилетия и вообще музыканта мирового уровня. Бутман уверенно доказывает недоказуемое — что российские музыканты могут играть американский джаз, как американцы. Задача эта, в принципе, имеет чисто спортивное значение, так как американских музыкантов не очень интересует, откуда именно музыкант приехал, — если он работает в Америке, то все равно должен звучать по-американски, ну а если он в Америке представляет свою страну, — тогда от него, скорее, ожидают оригинальности, национального колорита. Но Бутману, впрочем, удается (правда, в основном в виде приема, краски, а не системного элемента) внести и такой колорит в сугубо straight-ahead, традиционно-джазовый (хотя и выдержанный в самых передовых звучаниях нынешнего straight-ahead, без традиционного для наших мэйнстримовых джазменов ностальгического, самоизолирующего погружения в отсылки к прошлому 40–50-летней давности) альбом: на нем есть авторский «Русский плясовой блюз» и даже тема Геннадия Гладкова из «Бременских музыкантов», явно рассчитанная на слушателя с «постсоветским» культурным багажом, а не на среднего американца. Альбом, спродюсированный самим Игорем, мастеровито и крепко записан в одной из независимых нью-йоркских студий — звук четкий, плотный и ясный, не оставляющий желать более насыщенного и агрессивного звучания. Похвально стремление лейбла расширить рамки альбома за счет включения в него видеофрагментов, но, право же, ради дергающихся, грубо ресэмплированных lo-fi-картинок и низкокачественного звука двух видеоклипов, пусть и очень удачных в оригинале, вряд ли нужно было городить огород.

Кирилл МОШКОВ