Mendelssohn
The Hanover Band, Ray Goodman
(2xCD, RCA Red Seal/ Artistes Repertoires, 2003, 74:13+69:22)
Stereo&Video Апрель 2004
Выход этого издания внес некоторую неясность в вопрос, касающийся симфоний Феликса Мендельсона-Бартольди (1809–1847). При знакомстве с содержанием диска стало ясно, что музыка здесь записана первоклассная. Значит, подумалось автору рецензии, эти сочинения должны числиться в каталоге произведений автора, приложенном к соответствующей статье «Музыкальной энциклопедии» — издания, пользующегося, как известно, самой высокой репутацией. В статье говорится, что творческое наследие композитора содержит только пять симфоний. Пять симфоний записано и на дисках этого альбома. Но почему-то тональности не совпадают, и номера какие-то подозрительные — №7, №8, №9... К тому же не упоминаются известные имена некоторых симфоний — «Реформационная», «Итальянская», «Шотландская». Может быть, автор статьи решил обозначить эти сочинения коротким дополнением «и др.» в конце каталога? Но музыка так хороша, что вряд ли стоило выводить ее за скобки каталожного списка. Хотя в истории музыки немало персон, чьи творческие достижения не сможет перечислить ни один справочник. Аннотация диска на малопонятном (для автора рецензии) французском языке намекает, что Мендельсон, дабы потрафить чаяниям и вкусам берлинского двора, решил поупражняться в сочинении симфоний для струнных. А в конце говорится, что число их вроде бы равняется тринадцати. Но все же вопросительный знак окончательно не «разогнулся» в восклицательный. Так или иначе музыка эта, повторюсь, блистательная. Она наполнена свежестью. Колорит ее светлый, радостный, весенний. Никакой конфликтности, драматизма, а тем более трагедийности. Мастерство и ясность формы, непринужденная изобретательность во всех аспектах музыкального сочинительства указывает на значительность дарования творца этих сочинений. В этой музыке много моцартовского (Моцарт был кумиром Мендельсона). Но заметно и сильное влияние романтизма (Мендельсон считается одним из создателей романтической симфонии). Некоторые фрагменты симфоний требуют от исполнителей известной виртуозности, по крайней мере, исполнительской «беглости». Ганноверский коллектив с блеском решает все исполнительские задачи, которые ставят эти сочинения. Оркестр и дирижер в данном случае — неблагодарные объекты для критики. Еще один альбом из интереснейшей серии Artistes Repertoires, и снова — малоизвестная и прекрасная музыка, но на этот раз принадлежащая автору, чье имя у многих на слуху.
Артем АВАТИНЯН