Музыка

DELIUS, BRIDGE
Little, Lane, Cleobury

(2xCD, RCA Red Seal/ Artistes Repertoires, 2003, 76:34+63:00) Stereo&Video Апрель 2004
DELIUS, BRIDGELittle, Lane, Cleobury}
Жанр: классика

Этот альбом содержит записи произведений двух английских авторов, имена которых очень мало или почти не известны любителям классической музыки. А между тем их творчество, несомненно, представляет существенный интерес. Фредерик Теодор Альберт Делиус родился в Брэдфорде в 1862 году, в семье иммигрантов из Германии. Любопытны некоторые факты его биографии. Делиус начал изучать музыку в Лейпциге только в 1888 году, а до этого занимался выращиванием апельсинов в тропиках Флориды. В том, что дальнейшую свою жизнь он посвятил музыкальному творчеству, возможно, значительную роль сыграло его общение с Эдвардом Григом. О преданности Делиуса делу сочинения музыки говорит тот факт, что в последние 10 лет своей жизни он, будучи совершенно слепым и разбитым параличом, продолжал заниматься композицией. На первом диске альбома представлены скрипичные сонаты композитора в исполнении прекрасного дуэта: Тасмин Литтл (скрипка), Пирс Лейн (фортепиано). Образный строй произведений композитора обнаруживает генетическую связь с французской культурой и великой романтической традицией композиторов 19 века. Ощущается и влияние Грига. Музыка Делиуса наполнена искренним, глубоким лиризмом. В ней немало красивых мелодий. Характерная черта почерка автора, заключающаяся в многократных видоизменениях и перегармонизациях основной темы, иногда делает рисунок музыкальной ткани несколько схематичным. Исполнение дуэта Литтл — Лейн можно назвать вдохновенным, безупречным по качеству ансамбля. Каждый из исполнителей — яркий виртуоз, чуткий, тонкий музыкант. Записанная на втором диске музыка Фрэнка Бриджа (1879–1941) — иная по образному строю и жанровой направленности. Здесь представлены сочинения для симфонического оркестра. Бридж проявил себя как серьезный композитор только в зрелом возрасте, до этого выступая в концертах как альтист в составе струнного квартета, дирижируя оперными постановками, симфоническими программами. Также как и в случае с Делиусом, музыка Бриджа обнаруживает тесную связь с романтической традицией, в частности, в ней, особенно в ранних произведениях, ощутимо влияние творчества Йоханнесса Брамса. Произведения отмечены высоким полифоническим мастерством. В них сильно медитативное начало, размышление здесь преобладает над искренней непосредственной чувственностью. Как глубоко задумчива, даже несколько импрессионистична, например, композиция «There is a Willow Grown Aslant a Brook» («Ива склонила к ручью свои ветви»). А начальная мелодия в прелюдии «Музыки для струнных» удивительно напоминает распевную русскую песню, как бы композитор ни был далек от славянской культуры. Среди учеников Фрэнка Бриджа выделяется фигура выдающегося композитора 20 века Б. Бриттена. Поэтому, может быть, неслучайным кажется факт исполнения программы из сочинений Бриджа оркестровым коллективом Britten Sinfonia под управлением дирижера Николаса Клеобери. Коллектив точно и ясно передает порой непростую фактуру произведений английского автора. Исполнение можно назвать очень бережным по отношению к музыкальному тексту и образному строю первоисточника.

Артем АВАТИНЯН