Музыка

VARIOUS

(CD, Fat Cat, 2004, 63:20) Stereo&Video Апрель 2004
VARIOUS}
Жанр: электроника
Оценка диска: 

Сборники «от лейблов», как правило, рецензировать проще. Особенно если музыка нравится и балует разнообразием. Перечислить участников по порядку и каждого охарактеризовать парой приличествующих фраз. Но вот с этой компиляцией от любопытной английской фирмы Fat Cat не все столь очевидно — отсутствуют явные лидеры современного «фэткэтовского» процесса: изобретательные Animal Collective, занятные Crescent, безбашенные Black Dice. А чтобы оценить разнообразие здешней музыки, сначала необходимо пробиться через пол-альбома вариаций на темы брейкбита и драм-н-бэйса — весьма «продвинутых» и высокотехнологичных, но все ж изрядно докучливых; причем не покидает ощущение, что треки наиболее известных авторов (DAT Politics, надежды американской электроники безумца-брейккорщика Kid 606) или коллектива с малоприятным для славянского уха названием Duplo_Remote (оттого и запомнился) уже где-то слышаны раньше. Вот тут и выясняется, что сия компиляция целиком и полностью составлена из концептуальных split-двенадцатидюймовок, выпускаемых Fat Cat уже седьмой год подряд, композиции ни на какую новизну не претендуют, а образуют смотр-отчет о проделанной по сорокапятиоборотному винилу работе. От этого обретенного знания поневоле начинаешь с б\льшим почтением относиться к прослушанному брейкбит-блоку, весьма прогрессивному и по нынешним меркам; ну, а дальше начинаются и вовсе чудеса. Для начала выплывает split-пара из Fennesz и Main, притом что оба проявляют себя весьма непредсказуемо: Fennesz преподносит, считай, «изи-лиснинг» (настолько своеобразный, каким его мог соорудить только Кристиан), а Main демонстрирует неожиданно жесткую электроакустику, где все его фирменные гитарные дроны убраны далеко на задний план. Далее — короткий киберблок из пьесы участника дуэта Animal Collective по имени Avey Tare (представьте нечто из диска «200 Motels» Фрэнка Заппы, сыгранное на лэп-топе), эффектный потусторонний цифровой хаус от Ultra-Red и ранний, довольно скромный относительно их современных стандартов трек Matmos. Здесь стилистика разворачивается на 180 градусов, и слушатель получает пару камерных неоджазовых пьес от Дэвида Граббса и Motion, фортепианную и гитарную соответственно, а после непродолжительного цифрового изуверства QT? — умиротворяющий финал из минималистичного рондо на стыке musique concrete и прогрессива Alejandra & Aeron и электроакустического эмбиента от Anna Planeta. Сборник недурен, но на пятибалльную оценку он не потянет ввиду как крайней специфичности материала, так и затянутого, на наш взгляд, достаточно однообразного (хотя, не станем отрицать, весьма искусного) долбежа в самом начале.

Виталий СТЕРН