JACK BRUCE
(CD, Polydor, 2003, 44:30) Stereo&Video Апрель 2004Один из самых известных рок-басистов Джек Брюс не раз заявлял, что никогда не стремился к цели стать звездой и служить мамоне, но всегда хотел играть музыку, которая интересна, в первую очередь, ему самому. Эта вызывающая уважение жизненная позиция объясняет его судьбу и карьеру. Переигравший во множестве команд (в том числе в Alexis Korner’s Blues Inc., Graham Bond Organization, John Mayall’s Blues Breakers) и со множеством известнейших фигур (Лу Рид, Фрэнк Заппа, Джон МакЛафлин), записавший около двух десятков сольников Брюс в значительной мере способствовал пересмотру взглядов на роль электрического баса в роке и оказал влияние на многих современников (включая Стинга и Жако Пасториуса), однако до сих пор в основном известен как участник легендарного трио Cream. В Cream он был не только басистом и лидер-вокалистом, но и (в соавторстве с поэтом Питом Брауном) создателем самых известных хитов («Politician», «White Room», «I Feel Free»); но статус суперзвезды Cream принесли только Эрику Клэптону. Пустившись в сольное плавание, Брюс не стал паразитировать на прежних достижениях, повторяться и служить кормушкой для фирм грамзаписи, он стремился любой ценой сохранить творческую свободу. Однако музыкальный бизнес никогда не любил таких вольнодумцев. Свидетельством чего является судьба альбома «Jet Set Jewel». Записанный в 1978 г., он пролежал на полке долгие 25 лет, потому как Роберт Стигвуд и его фирма RSO Records (продвигавшая в то время популярный стиль диско и Bee Gees), а затем и перекупившая RSO компания PolyGram посчитали пластинку лишенной коммерческого потенциала. Между тем, если отбросить в сторону сугубо меркантильные соображения, невозможно не заметить, что эта работа — исключительно высокого уровня. Стилистически материал находится на излюбленной Брюсом промежуточной территории между ритм-энд-блюзом и джазом, а по богатству идей и великолепию их воплощения вполне подходит под определение классики. В первую очередь альбом раскрывает многочисленные таланты самого Брюса — замечательного мультиинструменталиста, неординарного певца. Мягкий, красивый тенор и своеобразная манера пения делают его не похожим ни на одного другого рок-вокалиста. Исключительно активный и энергичный бас выведен на передний план, он не просто создает ритмический фон, а зачастую ведет мелодию и даже солирует. Рояль имеет исключительно прозрачное и прочувствованное звучание, а пассажи на виолончели придают финальной «The Best Is Still To Come» эпический размах. Участникам состава отведена лишь скромная роль аккомпаниаторов.
Владимир НАСОНОВ