AKERCOCKE
(CD, Earache, 2003, 53:58) Stereo&Video Апрель 2004Саунд Akercocke представляется меньшим, нежели сумма частей, его составляющих, и это дисквалифицирует ее в наших глазах как группу эпохальную или хотя бы значительную. Отбросив же неуместные мессианские ожидания в сторону и сконцентрировавшись на конечном результате, мы со всей очевидностью будем способны усмотреть во взятых по отдельности композициях лондонского квинтета, который некоторые обозреватели успели окрестить главным со времен Cradle of Filth лучиком надежды в беспробудно темном царстве британского металла, определенный потенциал. Дружественная слушателю куча мала из блэк- и дет-металла, грайндкора, фильмовых диалогов, барочной атмосферы (представленной звуками французского рожка, лютни, гобоя) и искусных мелодий с умеренной и исключительно уместной инъекцией электроники превращают прослушивание в увлекательное путешествие в завораживающий своей нереальностью мир сатанинских обрядов и ведьмовских шабашей (тематика всех песен с названиями вроде «Praise the Name of Satan», «Prince of the North», «Leviathan», «Son of the Morning» крутится исключительно вокруг данного сюжета). Сатана в данном случае — метафора, понадобившаяся для примирения сознания с бесконечной пустотой Вселенной, символ жизни, непрерывности творческой энергии. Само имя коллектива позаимствовано из «Фауста» Гете, в котором так обозначается манифестация посланника Сатаны Мефистофеля. Конек Akercocke — эклектика, отметим это их стремление избавиться от фракционности металла путем растворения одних элементов в других. На «Choronzon» данная тенденция проявлена в полной мере, разве что из фрагментов старых стилей ничего принципиально нового так и не вырастает; ингредиенты мирно соседствуют в своеобразно преподнесенном винегрете, не смешиваясь — хотя еле уловимый, труднообъяснимый словами аромат Akercocke-таки витает над всей этой мешаниной! Вокалист (а по совместительству — и гитарист) Джэйсон Мендонка, изящно меняющий в рамках одной композиции манеру исполнения с высокого блэк-металлического визга на «нормальный» чистый вокал, а затем переходящий на низкий дет-металлический рык и при этом умудряющийся во всех своих ипостасях звучать одинаково убедительно, вызывает самые искренние симпатии. Подкупает техническая изощренность музыкантов, в начале карьеры толком не знавших, с какой стороны подходить к инструментам. Особенно обращает на себя внимание барабанщик Дэйвид Грэй, мастерской рукой на запредельной скорости удерживающий и разнообразящий ритмические рисунки. Гитаристы усердствуют и всячески демонстрируют, что тоже недаром едят свой хлеб. Все вроде складно, но определенная несвобода и «запрограммированность» музыки дает о себе знать. Эта команда, на раннем этапе своей деятельности решительно порвавшая с плебейским культом джинсов и футболок, предстает глазам зрителей на концертах и объективам фотокорреспондентов облаченной в соответствии с традицией английского джентльменства — черные костюмы-тройки, белые манишки, галстуки и даже трости (!), — придающие им схожесть с элегантными гробовщиками викторианской эпохи или… банковскими служащими. Как говорится, не мытьем — так катаньем!
Николай КИРЮХИН