Музыка

RENEE ROSNES

(CD, Blue Note, 2003, 68:20) Stereo&Video Март 2004
RENEE ROSNES}
Жанр: джаз+блюз
Оценка диска: 

27-миллионная Канада хотя и находится в глубокой тени своего южного соседа, десятикратно превосходящего по населению Страну кленового листа, тем не менее породила немало собственных знаменитостей — начиная с великого Оскара Питерсона. Пианистка Рене Роснес — пожалуй, одна из самых известных представительниц этой страны в джазе. Еще 23-летней, в 1985 г., она переехала в Нью-Йорк, где переиграла со множеством значительных фигур современного джаза. Новый альбом — ее шестая номерная запись для Blue Note и первая — в качестве солистки, композитора и аранжировщика с одним из самых именитых биг-бэндов Европы, оркестром датского радио. Вошедшие сюда композиции (пять из восьми написаны самой Рене) представляют впечатляющий спектр композиторских техник, аранжировочных приемов и стилистических элементов, среди которых — при господствующей хардбоповой манере Рене-пианистки — можно вычленить и модализм, и плотность оркестровых групп (свойственную оркестрам 70-х гг., в первую очередь оркестру Тэда Джонса — Мэла Луиса), и сложные хроматические структуры из арсенала Стэна Кентона, и — в игре самой пианистки — диссонансные ходы и угловатые гармонические структуры, характеризующие ее манеру игры как в высшей степени мужскую. В партитурах нет ничего случайного, каждая деталь прописана смачно и выпукло, и первоклассные солисты датского оркестра не подводят, реализуя замыслы Рене если и не на все сто, то на верных девяносто процентов. Все в целом — умный, насыщенный музыкальными идеями, интенсивный по замыслу и исполнению оркестровый джаз. Жаль только — для большинства слушателей, не имеющих опыта написания гармонических диктантов и слухового анализа партитур, основной массив чисто композиторских и музыкантских красот этого альбома наверняка останется неуслышанным и неразгаданным. Впрочем, такова, к сожалению, природа значительной части современного джаза вообще: для широкой публики он давно превратился в некое абстрактное искусство в сочетании с высшей математикой, для полноценного восприятия какового требуется как немалый запас чисто музыкальных знаний, так и солидная общеэстетическая подготовка.

Кирилл МОШКОВ