Музыка

SAMUEL BARBER
Slatkin, Munch

(2xCD, RCA Red Seal/ Artistes Repertoires, 2003, 76:56+76:52) Stereo&Video Март 2004
SAMUEL BARBERSlatkin, Munch}
Жанр: классика

Американский композитор Сэмюэл Барбер (1910– 1981) — одна из заметных фигур музыкальной жизни века минувшего. Барбер оставил немало произведений, отличающихся высокими художественными достоинствами. Этот серьезный художник в своем раннем творчестве испытал влияние романтиков: в сочинениях для фортепиано — Рахманинова, для оркестра — Р. Штрауса. Кроме композиции, Барбер также серьезно учился игре на фортепиано. В музыке фортепианного концерта ощущается влияние стилей Прокофьева, Бартока, Стравинского. Кроме того, Барбер обучался пению и даже некоторое время выступал как певец (баритон). Он выходил на концертную эстраду и в качестве дирижера, исполнителя собственных произведений. Композитор мастерски владел формой, искусством инструментовки (его оркестровые опусы исполнялись оркестрами под управлением А. Тосканини, С. Кусевицкого.) Вспоминается, что триумфатор 1-го международного конкурса им. П.И. Чайковского, Ван Клиберн, включил фортепианную сонату С. Барбера в свою конкурсную программу. Данный альбом дает довольно полное представление о творчестве этого очень интересного автора. Открывается программа известным Adagio для струнных op. 11 (произведение является авторским переложением для оркестра 2-й части 1-го струнного квартета). Это прекрасное сочинение вдохновенно исполнено Бостонским симфоническим оркестром под управлением Чарлза Манча (запись 1957 года). Дирижер взял, кажется, чуть более быстрый темп по сравнению с представляющимся оптимальным и постарался избежать метрических акцентов. Но удивительной красоты музыка только приобрела от этого некий энергетический стимул, более ярко проявилась текучесть оркестровой ткани. По образному строю с Adagio перекликаются некоторые медленные фрагменты музыки Барбера, например, вторая часть скрипичного концерта. В данное издание включены четыре концерта композитора — фортепианный, скрипичный, виолончельный и тройной «каприкорнский» (Capricorn) концерт для флейты, гобоя, трубы и струнного оркестра. Все участвовавшие в записях солисты — Джон Браунинг (ф-но), Киото Такезава (скрипка), Стивен Иссерлис (виолончель) и др. — продемонстрировали весьма высокий уровень исполнительского мастерства. Такой же оценки достоин и Сент-Луисский симфонический оркестр, ведомый Леонардом Слаткином. Альбом знакомит слушателя с любопытным сочинением Souvenirs op. 28 для фортепиано в четыре руки. Исполняется произведение Дж. Браунингом и Л. Слаткином (дирижер выступает здесь в пианистической ипостаси). В данном случае забота о качестве ансамбля заметно отодвинула на второй план ряд музыкальных достоинств частей цикла. Издание предоставляет редкую возможность довольно полно познакомиться с творческим наследием этого яркого, значительного художника.

Артем АВАТИНЯН