Музыка

BERLIOZ
Borodina/Wiener Philharmoniker/Gergiev

(CD, Philips, 2003, 72:21) Stereo&Video Март 2004
BERLIOZBorodina/Wiener Philharmoniker/Gergiev}
Жанр: классика

Гектора Берлиоза принято считать отцом романтической программной симфонии. Написанная и впервые исполненная в 1830 году Фантастическая симфония op. 14 — пожалуй, самый популярный опус выдающегося француза — явилась первым зрелым образчиком данного жанра. Программность подразумевает сопоставленность музыке определенной литературной (реже — иной) параллели, функция которой — создать более или менее конкретную привязку музыки к реальной жизни (вообще или фактам судьбы ее творца — программа нередко носит автобиографический характер), объяснить, направить восприятие ее слушателем в избранное автором русло. Рядом с основным существует еще одно название Фантастической симфонии — «Эпизод из жизни артиста». Берлиозом написана развернутая программа пятичастного цикла. Часть первая — «Мечты, страсти». Молодой музыкант влюбляется; предмет его страсти обозначается лейтмотивом, который исполняют скрипки. Часть вторая — «Бал». Звучит знаменитый вальс. Третья — «Деревенские сцены». Слышны голоса двух пастушков (гобой и английский рожок). Ощущение покоя нарушают дурные предчувствия: возвращается тема возлюбленной, голос одного пастушка по-прежнему слышен, второй ему уже не отвечает. Четвертая часть — «Шествие на эшафот». В отчаянии герой решает убить себя и принимает опиум. Но доза вызывает только галлюцинации: ему представляется, что он убивает свою возлюбленную, и вот его самого должны казнить. Заключительная часть — «Видение шабаша ведьм». Герой окружен призраками и монстрами, собравшимися на его похороны. Изменившая свой облик возлюбленная участвует в сатанинской оргии. Берлиоз избрал характерную для романтиков тему «утраченных иллюзий». Музыка симфонии отличается богатой образностью и мастерством оркестровки. Это действительно историческая работа «отца и создателя новейшей программной музыки целого мира» (В.В. Стасов). Кантата «Клеопатра» появилась в год, предшествовавший написанию Фантастической симфонии. 26-летний Берлиоз тогда учился в Парижской консерватории и добивался получения Римской премии, которая помогла бы ему продолжить образование. Представление на суд комиссии этой кантаты — третья неудачная попытка получить премию (четвертая все же станет результативной). Эти годы — начало борьбы Берлиоза-реформатора с консервативным французским музыкальным истеблишментом. В записи сольную партию кантаты превосходно исполнила Ольга Бородина, певица, обладающая большим, исключительной красоты голосом, незаурядным артистическим даром. Ощущается очень высокий класс оркестра, активная творческая позиция и индивидуальность стоящего за его пультом Валерия Гергиева. Дирижер и работавший над записью коллектив технических специалистов чуть-чуть сглаживают драматический накал этих опусов. Основа выразительности исполнения — превосходный оркестровый ансамбль, выпуклость полифонических линий, контрастная выразительность, красочность нюансов инструментовки.

Артем АВАТИНЯН