PHILIP JECK
(Enhanced CD, Sub Rosa, 2003, 44:31) Stereo&Video Март 2004Наряду с американцем Кристианом Марклеем, японцем Отомо Йошихиде и канадцем Мартином Тетро, житель Ливерпуля Филип Джек относится к числу столпов авангардного тернтейблизма. Особенностями стиля Филипа Джека является его склонность к использованию древних проигрывателей 50-х и 60-х годов и старых, бракованных виниловых пластинок, а также пландерфоническое сэмплирование в традициях Джона Освальда. Самым известным произведением Джека является «Vinyl Requiem» 1993 г. — инсталляция для 180 проигрывателей, 12 слайд-проекторов и 2 кинопроекторов. В числе других работ — пьесы для скрипки и 30 проигрывателей, для 3 проигрывателей и клавишных «Casio» и т.д., и т.п. «Host» — это уже 6-й сольный альбом Джека. Он (как и все предшествующие пластинки) отнюдь не является набором каких-то прикольных и экстравагантных трюков. Джек разработал свой уникальный музыкальный язык, который делает основной упор на случайное и незапланированное (манипуляции с пластинками — скрэтчинг, изменения скорости вращения пластинок и т.д. обычно производятся вживую, импровизационно, также как и подключение звуковых петель и искажение звука с помощью простейших эффектов — реверберации и делея), поэтому и музыка получается волнующей и драматичной. Из трех вошедших в CD аудиотреков особенно сильное впечатление производит «Accomodation»: как будто в зале консерватории раскручивается чудовищная воронка смерча — голоса хористов и партии музыкальных инструментов сдвигаются, искажаются, перемешиваются; все это как-то угрожающе зависает на одном месте; появляющиеся откуда-то изнутри грубые механические шумы начинают разбивать этот висящий музыкальный столб, и он медленно рассыпается на мелкие и легкие звуковые пылинки. Все три трека имеют свой линейный сюжет, их внутреннее напряжение то нарастает, то спадает, а настроение меняется, не позволяя слушателю расслабиться. Дополнительно в CD включен видеоролик, в котором вы можете воочию наблюдать процесс создания Филипом Джеком своей лоу-фай-музыки. Он сидит за рабочим столом с двумя древними проигрывателями, микшерным пультом и небольшим синтезатором, ставит и снимает пластинки, нажимает кнопки и крутит ручки. Но больше всего этот процесс напоминает буддистскую медитацию: погруженный в самосозерцание «исполнитель» и бормочущие свои древние мантры проигрыватели.
Владимир НАСОНОВ