PET SHOP BOYS
(2xCD, Parlophone, 2003, 73:33+73:32) Stereo&Video Март 2004Ознакомление с двойной ретроспективой хитов Pet Shop Boys, произведенных за их почти двадцатилетнюю историю, наводит на некоторые размышления. Ну, например, об их месте, значении и весомости в поп-культуре двух предыдущих десятилетий. Ваш покорный до сегодняшнего момента в жизни не прослушал ни единой пластинки PSB, однако ж, как выяснилось, знает наизусть буквально все наличествующие на «двойнике» песни — ТВ, радио, хрипатые динамики у ларечных амбразур и таксисты сделали для этого все, что смогли. Вывод: Pet Shop Boys были действительно очень популярны. Тут задаешься вопросом почему, и тогда вспоминается история о том, как Нил Теннант и Крис Лоу, в бытность свою журналистами подростковой бульварщины вроде «Smash Hits» (британского аналога отечественного «Cool Girl»), вовремя уловили тенденцию и адаптировали к вкусам широких масс стиль богемных, с «голубоватым» отливом, электронных дуэтов и добились успеха, по определению невозможного ни у чернушных декадентов Soft Cell (к тому ж замеченных во множественных порочащих связях с индустриальщиками TG/PTV), ни у чрезмерно «наворачивающих» аранжировки и способных на чересчур откровенные выходки Erasure, ни тем паче у Bronski Beat. «Голубизна» PSB — эдак полунамеком, аранжировки — максимально простые и доступные для восприятия широкими слоями населения плюс танцевальный бит умеренной продвинутости, почти везде — разухабистый «крючок», яркие, запоминающиеся, притом несложные мелодии (для электропопа PSB — то же, что The Beatles). А еще — изрядное чувство юмора, пижонская, несколько издевательская манера вокалиста Теннанта, неглупые (насколько это возможно в танцевальной попсе) тексты, занятные клипы, эффектные шоу. Вывод второй: Pet Shop Boys действительно были значительным явлением. Притом что за прошедший отрезок времени дуэт заметно вырос и заматерел в музыкальном плане (аранжировки, технологичность и пр.), устойчивый в 80-е и 90-е ажиотаж вокруг него как-то в одночасье сошел на нет — возможно, потому, что при тотальном доминировании в поп-музыке звуковых «обоев» из тривиального суррогата даже коммерческие исполнители, наделенные индивидуальностью и функционирующими мозговыми извилинами, становятся не самыми востребованными.
Виталий СТЕРН