Музыка

DAVID BYRNE

(CD, Thrill Jockey/Пурпурный легион, 2003, 51:02) Stereo&Video Март 2004
DAVID BYRNE}
Жанр: поп+рок
Оценка диска: 

Стиль под названием «построк» за прошедшее десятилетие совершил путь (чреватый падением в бездну, чего пока не случилось) из прогрессивного андеграунда в общепризнанный и доброжелательно принимаемый жанр, особенно в качестве сопровождения к кинофильмам. Так, за последние годы наряду с самодостаточными альбомами различных исполнителей было реализовано немало построковых же саундтреков-инструменталок. До выхода в свет предмета настоящей рецензии пальму первенства среди последних прочно удерживало музсопровождение к одной страшнющей японской компьютерной игре, и вот теперь оно смещено с пьедестала заметно более ярким (рискнем применить этот термин к жанру, знаменитому своей обволакивающей смутной расплывчатостью) достижением среди построковых саундтреков. Альбом с названием, воспроизводящим строку из самой известной христианской молитвы («…не введи во искушение…»), является набором преимущественно инструментальных отрывков из звуковой дорожки фильма «Молодой Адам» с Юаном Макгрегором («Трэйнспоттинг», «Бархатная золотая жила», «Мулен Руж», «Звездные войны») и джарменовской звездой Тилдой Суинтон в главных ролях. Автор музыки — не нуждающийся в особых представлениях живой классик David Byrne. Записывался альбом в городе Глазго, почитаемом как центр британского построка, при участии музыкантов из Mogwai, Delgados, Belle & Sebastian, Reindeer Section и некоторых других прогрессивных гитарных коллективов; выпущен построковой alma mater — фирмой Thrill Jockey. Вообще, построк от David Byrne — заведомо больше чем просто построк. Здесь — и блюз, и AOR (в положительном смысле), академический и джазовый минимализм (от более коммерческих форм а-ля Майкл Найман до гленн-бранковского напряжения и струнной паранойи в духе Тони Конрада), и камерный джаз (с исполнением классики Мингуса), и ретролаунж, то со «шпионским» шагающим басом, то с интонациями «латино», и по-тиндерстиковски скорбные скрипки, и воздушный эмбиент, в котором парят душещипательные мелодии в традициях Talking Heads и ранних сольников их лидера, а две завершающие альбом песни с суицидальным настроением — для нынешнего времени вещи вообще редкостной силы и качества.

Виталий СТЕРН