Музыка

BRAHMS
Choeur et Orchestre de la Radiodiffusion Bavaroise, Sir Colin Davis, Wolfgang Sawallisch

(2xCD, RCA Red Seal/Artistes Rеpertoires, 2003, 73:12+64:11) Stereo&Video Февраль 2004
BRAHMSChoeur et Orchestre de la Radiodiffusion Bavaroise, Sir Colin Davis, Wolfgang Sawallisch}
Жанр: классика

«Духовная музыка немецкого романтизма» — таким могло бы быть название альбома. Здесь представлены сочинения для хора, оркестра и солистов великих сынов германской нации — Роберта Шумана (1810–1856) и Йоханнеса Брамса (1833–1897). Формально к жанру духовной музыки не относится только «Рапсодия для контральто, мужского хора и оркестра op. 53» Брамса. Объединение двух композиторов в одном альбоме неслучайно. Их связывала тесная дружба и глубокое взаимное уважение. Никто иной как Шуман одним из первых отметил незаурядный талант своего молодого соотечественника и обнародовал мнение о нем в статье «Новые пути», опубликованной в издаваемом им журнале «Neue Zeitschrift fcr Musik» в 1853 году, — тогда имя Брамса еще никому ничего не говорило. Дискография опубликованных в данном издании шумановских сочинений и «Рапсодии» Брамса невелика, соответственно и произведения широкой известностью не пользуются. Чего никак не скажешь о «Немецком реквиеме» — значительнейшем произведении не только в творческом наследии Брамса, но и в мировой духовной музыкальной литературе вообще. Основой для «Немецкого реквиема» послужил не традиционный латинский текст заупокойной мессы, а фрагменты немецких духовных книг (в соответствии с протестантской традицией, Шуман в своем «Реквиеме по Миньон» также использовал немецкий текст). Образный размах этого волнующего сочинения простирается от эпической мощи до глубокого лиризма. Эти полюсы одновременно являются важнейшими чертами всего творчества Брамса. Данные качества вполне ощущаются в записи — сложная исполнительская задача блестяще решена коллективом музыкантов, ведомым сэром Колином Дэвисом. С большим удовольствием отмечаю участие в записи «Рапсодии» Брамса контральто Натали Штуцман — певицы, обладающей исключительно высокой вокальной и исполнительской культурой. Напомню читателю о существовании в серии «Artistes Rapertoires» отличного монографического альбома Н. Штуцман с записями вокальной музыки французских авторов. Сочинения Шумана, несомненно, уступают по значительности «Немецкому реквиему» Брамса. Однако и здесь много превосходной музыки. В интерпретации В. Заваллиша подчеркивается романтическая взволнованность, порой граничащая со страстностью, музыки Шумана. В записи задействованы высококлассные солисты. Особо отметим меццо сопрано Марьяну Липовчек — вокалистка принимала участие в записи «Реквиема» op. 148.

Артем АВАТИНЯН