Музыка

FaurG, DuruflG, Berlios, Messiaen, Saint-Saens, Poulenc, Gounod, Franck
Choeur du Trinity College

(2xCD, RCA Red Seal/Artistes Repertoires, 2003, 74:58+74:01) Stereo&Video Февраль 2004
FaurG, DuruflG, Berlios, Messiaen, Saint-Saens, Poulenc, Gounod, FranckChoeur du Trinity College}
Жанр: классика

«Французская духовная музыка для хора a capella (без сопровождения)» — такое наименование носит очередной альбом из серии «Artistes Rapertoires». От себя добавлю: музыка 19–20 вв. и не всегда a capella — хор звучит и в сопровождении оркестра («Реквием» Г. Форе), и органа (сочинения Форе, Дюрюфле, Сен-Санса, Берлиоза). Здесь записано много интересных вещей известных (Форе, Мессиан, Пуленк, Франк, Берлиоз) и менее известных широкой слушательской аудитории композиторов. Среди последних — органист Морис Дюрюфле (1902–1986). На диске представлены «Четыре мотета» (без сопровождения) и месса «Cum jubilo» (в сопровождении органа) Дюрюфле: истинно духовная, чистая, но несколько эклектичная музыка, содержащая следы различных влияний — от стилистики старинной полифонии и грегорианского хорала до импрессионизма (к слову — французское изобретение). Самыми известными сочинениями из представленных в альбоме, конечно, являются «Реквием» Габриеля Форе и «Ave Maria» Баха-Гуно (кстати, имя Баха добавляю от себя — оно в аннотации почему-то опущено; может быть, по той причине, что Бах не был французом). Любое из включенных в программу записи сочинений могло бы украсить соборную службу — большинство из них для этой цели, вероятно, и создавалось. Композиторы не прибегают здесь к смелым экспериментам с гармонией, формой, произведения в целом выдержаны в духе многовековой церковной традиции — католической и протестантской. Запись сделана очень хорошим хором Тринити-колледжа (колледж Святой Троицы — одно из подразделений Кембриджского университета; именно здесь заканчивал свое образование русский писатель В. Набоков). Исполнительский почерк хора — западно-европейский. Этот стиль предполагает придание отдельному голосу или хоровой партии инструментальных окраски и функций, что, конечно, подавляет вокальную природу такого уникального «инструмента», как хор. Безусловно, это взгляд «с русской колокольни» — данные мысли рождаются при умозрительном сопоставлении традиций «нашего» и «их» хорового пения. Общая тембральная палитра звучания хора Тринити-колледжа заметно смещена вверх: сопрано звучат совсем «невзросло», альты — как «фракция» партии сопрано. Мужские голоса, особенно басы — почти невесомо. Недостает тембровой материи. Конечно, возрастной состав хора неизвестен (вполне вероятно, это — молодежь), однако данная тенденция характерна для большинства западных хоров. Голоса должны совершенно точно воспроизводить обозначенные автором линии, а быть красиво окрашенными тембрально им не обязательно — таков принцип. Но этот подход имеет и неоспоримые преимущества. Качество хорового ансамбля, интонирования английского коллектива — почти безупречные. Исполнительская культура находится на очень высоком уровне. Музыканты настолько преданы нотному оригиналу, что, кажется, вообще утрачиваются какие-либо следы интерпретации, то есть чего-то идущего от личности исполнителя. Коллектив видит свою функцию в максимально точной передаче авторского замысла. Эту непростую задачу хор колледжа Святой Троицы и его дирижер Ричард Марлоу решают вполне успешно.

Артем АВАТИНЯН