JOE LOVANO NONET
(CD, Blue Note, 2003, 69:34) Stereo&Video Февраль 2004Один из главных столпов Большой Боповой Традиции поколения 50-летних саксофонистов, Джо Ловано известен работами в самых различных вариантах состава джазового ансамбля — каковые тем не менее в большинстве случаев вращаются вокруг идеи акустического мэйнстримового комбо. Даже когда комбо вырастает почти до размеров биг-бэнда, как в данном случае. Нонеты под руководством Ловано — не новость: еще в 2000 г. альбом, записанный почти таким же составом нонета — «52nd Street Themes», — получил «Грэмми» как лучшая пластинка большого джазового состава. И вот — их еще одна пластинка. Четыре саксофона — два тенора (Ловано и, по очереди, Ральф Лалама и Джордж Гарзоне), альт (Стив Слэджл, написавший часть аранжировок для этого состава) и баритон (Скотт Робинсон), труба (Барри Рис), тромбон (Лэрри Фаррелл) и ритм-секция (пианист Джон Хикс, басист Деннис Ирвин и один из лучших афро-американских барабанщиков своего поколения — 45-летний Луис Нэш) образуют не просто подобие биг-бэнда, а самый настоящий оркестр, звучание которого достаточно плотно для создания упругой, насыщенной звуковой ткани, и в то же время не перегружено унисонами и аккордовыми «пачками», что, увы, сплошь и рядом случается в современных биг-бэндах более широкого состава. Музыкальный материал альбома включает как специально написанные для Joe Lovano Nonet (и, более того, для легшей в основу диска концертной серии в легендарном клубе Village Vanguard) оригиналы Ловано, так и интересные обработки не самых шаблонных стандартов, среди которых выделяется энергичная версия «After The Rain» Джона Колтрейна. Несколько особняком стоит 15-минутная медитация «On This Day (Just Like Any Other)», которую Джо Ловано посвятил памяти легендарного барабанщика Билли Хиггинса: здесь можно отчетливо слышать, что Ловано вообще-то не всегда играет пусть и довольно креативный, но всецело традиционный необоп — ему и фри-джазовая свобода изложения совсем не чужда; а главное, с такой же свободой на вольные изыскания лидера откликается и весь ансамбль, переходя к весьма впечатляющей аранжировке, продолжающей на протяжении всей пьесы включать экспрессивные сольные эпизоды разных участников ансамбля. Запись обладает тем неповторимым концертным звуком, за который музыканты так любят тесный, неправильной формы подвальчик Village Vanguard — выпуклым, насыщенным тонко и подробно прорисованными деталями. Мало есть в мире помещений, где настолько удачно получаются концертные записи акустических джазовых групп. Одно жаль: будучи интересным, насыщенным идеями образчиком современного мэйнстримового музыкантского мастерства высокого, если не высочайшего уровня, альбом этот вряд ли может быть рекомендован не очень искушенному слушателю, не имеющему отчетливого представления о том, что в ремесле акустического постбопа хорошо, а что — нет.
Кирилл МОШКОВ