CHICK COREA
(2xCD, Blue Note, 2002, 75:39+68:02) Stereo&Video Февраль 2004Обычно считается, что недолгий флирт одного из самых значительных пианистов в истории джаза со свободными импровизационными формами происходил в основном в 1970–1971 гг. в рамках проекта Circle, с Дэйвом Холландом на басу и Барри Алтшулом на барабанах, при активном участии радикального саксофониста Энтони Брэкстона (интересно, что когда Чик Кориа устал от увлекательных, но непопулярных поисков в далеких от массового спроса направлениях, Холланд и Алтшул пошли дальше не за ним, а за Брэкстоном, оставаясь в его квартете до 1976 г.). И вот перед нами очень убедительный документ совершенно другого плана, свидетельствующий, что и до Circle Кориа искал и находил новые горизонты в свободной музыке. В этот период — записи сделаны 11–13 мая 1969 г. — он еще работал у Майлса Дэйвиса в составе одной из самых ярких ритм-секций того периода, с Дэйвом Холландом на басу и Джеком ДеДжонеттом на барабанах. Помимо игры с Дэйвисом, эта троица много записывалась как наемная ритм-секция высшего класса (например, с саксофонистом Эриком Клоссом), причем оставаясь всецело в рамках акустической джазовой постбоповой традиции. Но свидетели утверждают, что, играя с Дэйвисом и его саксофонистом этого периода — Уэйном Шортером, ритм-секция старалась играть как можно авангарднее, как можно свободнее. Сам Чик вспоминал, что «каждый раз на сцене подталкивал Майлса к фри-джазу, а поскольку тот ничего на это не говорил, то подталкивание становилось все настойчивее». И вот продюсер Сонни Лестер приводит Кориа в студию Bell Sound, чтобы записать его со старым приятелем — флейтистом Хьюбертом Лоузом (довольно далеким от авангарда), трубачом Вуди Шоу (который, напротив, был к авангарду весьма близок, хотя и играл много другой музыки) и саксофонистом Бенни Мопином (одно время тоже членом группы Майлса Дэйвиса). Усиленная перкуссионистом Хорасом Арнолдом, вся эта разношерстная бригада сразу «задвинула» идею продюсера записать что-нибудь популярное и с увлечением предалась свободному музицированию на основе иногда почти джаз-роковых жестковатых грувов, иногда медитативных и пространно излагаемых гармолодических паттернов (рука не поднимается назвать это композициями), предложенных Кориа (за исключением одного трека, где автором выступил Холланд). Четыре из этих 14 треков были тогда же изданы лейблом Solid State под названием «Is», еще четыре появились в 72-м на Groove Merchant как альбом под названием «Sundance». В новом сборнике Blue Note, образцово (как всегда!) спродюсированном Майклом Кускуной, все сделанные в те три дня записи наконец собраны воедино (все треки, кроме одного, пересведены с оригинальных четырехдорожечных лент; альтернативную версию «Sundance», на четыре минуты длиннее оригинального девятиминутного варианта, пришлось воспроизводить с винила — оригинал безвозвратно утрачен). В этом конгломерате записей увлеченного, яркого, удивительно многообразного свободного музицирования много неровностей, провисов и длиннот, но одно ясно совершенно точно: мало кто с таким энтузиазмом и такой искушенностью, на таком же высоком уровне исследовал новые пути в новой музыке, как Чик Кориа, пусть даже впоследствии этим путем и не воспользовавшийся
Кирилл МОШКОВ