JOHN CALE
(CD, EMI, 2003, 60:13) Stereo&Video Февраль 2004Джон Кейл, безусловно, фигура авторитетная: он был одним из отцов-основателей самой влиятельной группы всех времен и народов The Velvet Underground; в качестве продюсера принимал участие в записи многих считающихся сегодня классическими рок-альбомов, в том числе — дебютных работ Нико, the Stooges, Патти Смит, Happy Mondays; как музыкант за свою сорокалетнюю карьеру он записал почти два десятка сольных альбомов (а с концертными записями и совместными работами — и того больше) с самой разнообразной музыкой — от симфонической до рока. «Hobo Sapiens» — его первый песенный студийный альбом за последние 7 лет, и, надо сказать, что на нем предстает классический Джон Кейл: за привлекательными мелодиями скрывается мрачное содержание, а оригинальные, изящные аранжировки, несущие на себе отпечаток авангардных наклонностей и классического музыкального образования автора, добавляют красок к простым по строению поп-песням. В этот раз маэстро расширил присущую ему палитру за счет включения электронных ритмов и бесконечных возможностей компьютерных программ («Pro-tools»). Свое название («Бродяга Разумный») пластинка получила по никогда не публиковавшейся давней статье Кейла о Бобе Дилане. Но одновременно название передает чувство неприкаянности художника, который чувствует себя чужим в этом «безумном, безумном, безумном мире», из которого хочется бежать. Тон альбому задает первая песня «Zen», в которой музыкант размышляет о спятившем мире и о грядущей расплате за это безумие. В центральной композиции, «Caravan», Кейл хочет «ускользнуть, не прощаясь, с планеты Земля», которую он видит в состоянии непрекращающегося распада. А в завершающей «Over Her Head» дело доходит уже и до ада; песня начинается строчками: «Она видит пламя на кухне/Это — видение ада/И признак того, что Мадам неважно себя чувствует». Даже в бодрых и энергичных вещах неизменно встречаются мрачные моменты (например, звуки автомобильной аварии в «Reading My Mind»). Действительно, артиста, разменявшего уже седьмой десяток, преследуют не очень оптимистичные настроения. Однако именно благодаря им и появились на свет эти произведения классической поп-музыки, содержательные и волнующие одновременно.
Владимир НАСОНОВ