MADLIB
(CD, Blue Note, 2003, 56:58) Stereo&Video Январь 2004Хип-хоп-артист Мэдлиб — далеко не первый, кого пускает в свои закрома легендарный лейбл Blue Note. Из оригинальных лент классических джазовых записей 1960–70-х гг. вообще делали ремиксы очень многие (из тех, кто копался в архивах именно Blue Note, достаточно вспомнить британскую группу US3, а, например, к наследию Verve были допущены Thievery Corporation, De-Phazz и другие). Но Мэдлиб пошел (точнее, был допущен) дальше других: ему были предоставлены оригинальные многодорожечные несведенные мастер-ленты шедевров Дональда Берда, Хэрби Хэнкока, Бобби Хатчерсона, Хораса Силвера, Рубена Уилсона... Дело в том, что Мэдлиб — не только фантастически плодовитый хип-хоповый продюсер, автор полудюжины проектов, выступающий под полудюжиной псевдонимов: он еще и джазовый музыкант с хорошим образованием (владеет массой разных инструментов) и с отличной наследственностью. Его отец, Отис Джексон-старший — известный бэндлидер, как и дядя — трубач Джон Фэддис. Отис Джексон-мл. (таково настоящее имя Мэдлиба) для каждой отдельной пьесы собрал отдельный виртуальный ансамбль, в основном состоящий из него самого, под разными псевдонимами играющего на разных инструментах, довольно органично вплетенных в оригинальные аранжировки. От оригинальных аранжировок, впрочем, не в каждой пьесе много осталось: хотя общий подход Мэдлиба к переработке джазовой классики оказался довольно мягким, лишенным хип-хопового радикализма, созданные им электронные ритмические фундаменты — «лупы» — занимают его ничуть не меньше, чем игра на живых инструментах в компании звезд давнего прошлого, и этой игре он отдается хотя и без большого энтузиазма, зато с заметным удовольствием. Вряд ли работа Мэдлиба сильно заинтересует джазовую аудиторию — скорее, слушать ее станут поклонники его хип-хоповых записей. А жаль. Мэдлибу удалось в этом альбоме ненатужно, но очень наглядно продемонстрировать тот факт, который хип-хопперы признали еще на рубеже 80–90-х гг. и от которого поклонники джаза и значительная часть джазовых музыкантов до сих пор всячески открещиваются: если и есть у джаза как вида музыкального искусства наследие в нынешней афро-американской культуре, то это — хип-хоп.
Кирилл МОШКОВ