Музыка

TERENCE BLANCHARD

(CD, Blue Note, 2003, 67:40) Stereo&Video Январь 2004
TERENCE BLANCHARD}
Жанр: джаз+блюз
Оценка диска: 

Некоторым музыкантам удается почти мгновенно взлететь к вершинам своего творчества. Другим требуются десятилетия, чтобы перестать подавать надежды и сделать что-то действительно значимое. Вот и трубач Теренс Бланшар записал свой явно лучший на сегодняшний день альбом спустя два десятилетия после начала карьеры. Он возник в поле зрения широкой джазовой публики в составе легендарной «академии джаза» — ансамбля Jazz Messengers, которым три с половиной десятилетия руководил великий барабанщик Арт Блэйки. В 1982 г. 20-летний Бланшар сменил там другого «молодого льва» — своего земляка, нью-орлеанца Уинтона Марсалиса. Теренс оставался у Блэйки до 1986 г., после чего начал сольную карьеру. Ему повезло больше, чем другим джазменам его поколения: с начала своего свободного плавания трубач не зависел от унизительно маленьких заработков в клубах, не должен был преподавать или писать аранжировки для любительских оркестров, чтобы прокормиться. Дело в том, что у Бланшара была параллельная карьера: он писал и исполнял музыку для кино, став постоянным композитором фильмов режиссера Спайка Ли. Игра в «Do the Right Thing» или «Mo’ Better Blues», а тем более — саундтреки к «Jungle Fever» и особенно к «Malcolm X», принесли трубачу гораздо больше, чем просто известность: они принесли ему материальное процветание, которым могли похвастаться далеко не все его коллеги по джазовому цеху, пусть и более известные. При этом Теренс никогда не забывал о собственно джазовой стороне своего творчества: выпускал альбомы (почти все — на Columbia), ездил на гастроли, но всегда оставался «одним из», не сумев за долгие годы выделиться среди целой когорты схожих с ним музыкантов. И вот в 2003 г. Бланшар перешел с «Коламбии» на старейший джазовый лейбл Blue Note, где вместе с самим лидером над его новым альбомом работал один из величайших продюсеров в джазе — легендарный Майкл Кускуна. В дебютном альбоме, записанном инженером Доном Мюрреем на знаменитой Avatar в Нью-Йорке и сведенном им же в цифровой студии G комплекса Studio City в Голливуде, основу ансамбля составляют — что постепенно становится хорошим тоном после двух десятилетий политики навязывания сайдменов, применявшейся в отношении лидеров почти всеми крупными лейблами, — постоянные участники «рабочего ансамбля» Бланшара. Среди них выделяются надежный в ансамбле, мощный по динамике, но сдержанный по подаче барабанщик Эрик Харланд и искушенный саксофонист Брис Уинстон, прекрасно изучивший манеру своего лидера за пять лет непрерывной совместной работы. Темброво богатый, интонационно слаженный и динамически разнообразный в своей игре ансамбль оказался прекрасным инструментом реализации идей своего лидера, равно интересных как в авторском материале (Бланшар, Харланд, пианист Аарон Паркс и басист Брэндон Оуэнс), так и в интерпретациях (их, собственно, всего две — «Nocturne» Ивана Линса и блистательная соул-фанковая версия «Footprints» Уэйна Шортера). Музыкальный материал исключительно разнообразен и представляет весь арсенал ритмогармонических формул современного джаза — от пронзительной баллады до моторного фанка. Интересно, что, несмотря на присутствие в тембровой палитре альбома аналоговых электроинструментов — органа Hammond B3 и электропиано Fender Rhodes — и наличие весьма актуальных ритмических решений, общий стилистический вектор творчества Бланшара все-таки не покидает границ идиомы современного джазового мэйнстрима (как это произошло, к примеру, с музыкой другого передового трубача — Роя Харгроува).

Кирилл МОШКОВ