Музыка

VARIOUS

(CD, N&B Research Digest, 2002, 62:59) Stereo&Video Январь 2004
VARIOUS}
Жанр: электроника
Оценка диска: 

Сокращение N&B в названии лейбла расшифровывается легко: финский арт-экстремист Антон Никкиля и самый, пожалуй, деятельный и целеустремленный из русских некоммерческих электронщиков Алексей Борисов, помимо занятий собственным творчеством, взвалили на себя бремя промоутеров и, можно даже сказать, просветителей. Музыкантам, треки которых Никкиля и Борисов отбирают для своих малотиражных, но без исключения прелюбопытнейших сборников, заказана дорога на MTV, их, как правило, не увидишь по «ящику», отклики на их творения можно прочесть лишь в серьезных зарубежных изданиях или скромных отечественных «фанзинах». Единственный, по сути, на сегодняшний день актуальный жанр, экспериментальная электроника, русские адепты которого (а подавляющее большинство пьес этой компиляции — отечественного происхождения) мастерством и фантазией не только не уступают, но и частенько превосходят западные аналоги (с коими у нас почему-то традиционно сверяют любые культурные достижения), целиком и полностью игнорируется «нашими» СМИ, практически не замечается критиками. Да, далеки они от народа, но ведь и Губайдулина с Денисовым, и мастеровитые русские джазмены ничуть не ближе. Но оставим бесплодные сетования и обратимся к музыке. При общем звуковом и стилистическом единстве альбом изрядно разнообразен и местами превращается в захватывающее слушание. Фантазии создающих свои кибернетические абстракции авторов просто нет предела. Особо выделим саундтрековую мини-сюиту Critical, цифровой нойз и электроакустику ветерана Leif Ellgren, жесткий почти драм-н-бэйсовый индастриал питерского радикала Александра Старостина a.k.a. Theodor Bastard, интенсивные и динамичные ритмы KK Null, дадаистские абстракции в сочетании с сюрреалистическими текстами самих Никкиля и Борисова и трек Benzo, нового проекта Ричарда Норвиллы (Sa-Zna и пр.), образцовую пьесу по части помещения узнаваемого ретросэмпла в абсолютно чужеродный контекст — засэмплированная и обработанная гитара Высоцкого звучит здесь сродни экспериментам Джона Фэйи, придавая ощущение полной «зазеркальности» творимому цифровому «дестрою», напоминающему разрушение медицинской аппаратуры. Вообще на сборнике не найдется ни одной «паршивой овцы», все номера по-своему интересны, смелы и рекомендуются неслабонервному слушателю.

Виталий СТЕРН