BOYD RICE & FIENDS
(CD, Neroz, 2002, 45:30) Stereo&Video Январь 2004За что мы любим и ценим Бойда Райса? Ведь Райс, если следовать нормам политкорректности, — фигура абсолютно непривлекательная: мизантроп, мужской шовинист, расист, к тому ж неприкрытый сатанист (не последний чин в лавеевской ветви церкви «нечистого»). Но числится за Райсом целый ряд неоспоримых заслуг, благодаря которым личность этого «монстра» и «public enemy» вызывает неизменную симпатию, а его творчество позволяет говорить о нем как о самом значительном музыканте т.н. «apocalypse culture». Прежде всего у него напрочь отсутствуют ненужные (и зачастую справедливо воспринимаемые как слабость) пафос и романтизм. В отличие от сонма наряженных в черные рубашки и вооруженных двумя большими «тoмами» закомплексованных персонажей, наивно воспевающих какой-то там «коллективизм», однополую любовь и тщетно взывающих к давно покинувшим сей мир богам, Райс не оставляет места бесплодным иллюзиям. Его альбомы и саундтреки — работы мужественного одиночки, с яростью и отвращением взирающего на абсурдность «цивилизации». В его произведениях мы натыкаемся на бездну иронии и сарказма, что опять-таки принципиально и в лучшую сторону отличает его от большинства «гностическо-апокалиптических» коллег, как правило, умеющих лишь лить слезы да патетически «давать военного». К тому же Райс стал широко известен своими эпохальными инновациями в методах создания индастриала. Ну, и наконец, не может не обратить на себя внимание его музыкальная образованность, поскольку именно Райс явился во многом популяризатором «невероятно странной музыки». Этот человек продемонстрировал, что easy listening — не просто развлекательный жанр, но нечто значительно большее. Новый альбом — своего рода квинтэссенция его фирменных музрешений, отточенных более чем двадцатилетней практикой. И «друзей» Райс привлек как на подбор: Альбин Юлиус (Der Blutharsch) крутит свои излюбленные индустриально-милитаристские «петли», облаченный в неизменный, символической осенней расцветки камуфляж Даглас П. (Death In June) перебирает струны акустической гитары. Многие из новых пьес мелодически стилизованы под 60-е, в частности, под зловеще-наивную психеделику Чарлза Мэнсона и саундтреки детективных сериалов. Практически все номера отличает одновременно и жесткость (явная или подспудная), и ироничность, и сквозящая «американа». Будь то колокольный перезвон под полуфольклорный «наив», индустриальный шабаш, вывернутые наизнанку ретростилизации или номера в жанре «spoken word» — фирменный стиль Райса абсолютно индивидуален, мгновенно узнаваем и по-своему безупречен. Райс полностью игнорирует какие-либо современные поп-приемы, и музыка его, при всей актуальности содержания и явственных культурных привязках, носит то ли некий праисторический характер, то ли кажется исходящей из тех запредельных областей, где время вообще отсутствует. За неимением места мы не станем особо развивать здесь «волчью» тему (логотип Райса — руна eihwaz, сына назвал Вольфгангом, название данного альбома созвучно по аналогии-противопоставлению с мажорской «the Rat Pack») и предлагаем потенциальному слушателю разбираться в этом самостоятельно.
Виталий СТЕРН