Музыка

DAVID BOWIE

(CD, ISO/Columbia, 2003, 49:17) Stereo&Video Январь 2004
DAVID BOWIE}
Жанр: поп+рок
Оценка диска: 

«I’ve been right and I’ve been wrong/Now I’m back where I started from» («Я бывал прав, и я ошибался. И сейчас я возвращаюсь туда, откуда начинал»), — слышится в заглавной песне альбома. Трудно лаконичнее охарактеризовать последнюю работу 56-летнего ветерана. Похоже, Боуи завершает период проб и ошибок. На протяжении последнего десятилетия он отдавал дань джазу, техно, индастриал-року, но не в каждом из означенных направлений выразил себя достаточно колоритно. И вот теперь великий музыкальный экспериментатор обращается к тому, в чем преуспел наилучшим образом. Впрочем, этот поворот к исходным позициям был обозначен еще альбомом «Hours» (1999). Вектор определился отчетливее с выходом «Heathen» (2002), продюсером которого стал давний компаньон Тони Висконти. Висконти продюсировал и «Reality» — пункт маршрута, судя по всему, ближайший к цели. Музыкант здесь узнаваем как никогда. «New Killer Star» открывает диск, и в начальном гитарном драйве слышишь прежнего Боуи, возможно, периода «Let’s Dance» (1983). Как подтверждение догадки — слова припева: «Let’s face the music and dance» («Отбрось страх, предайся танцу»). Вступление к «Never Get Old» являет Боуи поры «Black Tie, White Noise» (1993), но уже в следующий миг — отзвук его берлинского опуса «Low» (1977). А вот индустриальное начало заглавной «Reality» отправляет ко времени «Earthling» (1997). Параллелей и реминисценций не счесть. И возникает вопрос: если ныне Д.Б. наилучшим образом скопировал себя, что делать ему в очередной раз? Но тут вспоминаешь, что пред тобой не ремесленник, освоивший один единственный прием, который он готов демонстрировать бесконечно. В случае с Боуи сфера охвата направлений и стилей была столь обширна, что творческих приемов скопилось великое множество. И даже если только варьировать их очередность, возможно достичь неповторимого эффекта. Но для этого и нескольких жизней не хватит.

Леонид ЛУХТИН