Музыка

JEFFERSON AIRPLANE

(CD, RCA/BMG Heritage/ Пурпурный легион, 2003, 61:50) Stereo&Video Январь 2004
JEFFERSON AIRPLANE}
Жанр: поп+рок
Оценка диска: 

Термин «West Coast Rock» возник в середине 60-х минувшего века. Теплое солнце западного побережья США взрастило целую когорту команд численностью около 400. Сан-Франциско называют американским Ливерпулем. Самыми приметными всходами памятного «лета любви» становятся: Big Brother and Holding Company с их непревзойденной вокалисткой Джанис Джоплин, и два странно озаглавленных коллектива — Grateful Dead и Jefferson Airplane. Последний проявит себя и тем, что проложит для калифорнийской братии тропу в чарты. И хотя их «Takes Off» займет лишь 128 строчку хит-парада, со временем он обретет статус классического и войдет в историю американского рока как один из самых знаменательных дебютов. Но тогда, в 1966-ом, мало кто узрел революционность альбома. В год выхода битловского «Rubber Soul» термином этим определяли прежде всего эксперименты со звуком. А в том, как был записан «Takes Off», ничего нового не обнаруживалось. Альбомное звучание не слишком разнилось с концертным. Не случайно британское издание «Takes Off» увидит свет лишь в 1971-ом. Революционность же дебютной работы Jefferson Airplane заключалась в музыкальной стилистике, в симбиозе самых различных направлений. Фолковые корни проступают в большей части песен. Это заметно и в открывающей «Blues from an Airplane». В «Chauffeur Blues» на смену фолк-року приходит ритм-энд-блюз. Как блюз интерпретируется и «Tobacco Road», известная песня Дж. Лаудермика, написанная им в стиле кантри. В качестве бонуса к изданию добавлена альтернативная версия «And I Like It». Удивительно, но своим звучанием она напоминает стиль королевы американского панка Патти Смит, явившей себя десятилетие спустя. Еще один отголосок из будущего — «High Flying Bird», словно взятая из репертуара Pavlov’s Dog, группы, чей пик популярности придется на середину 70-х. Примечательна также отнесенная к бонусам «Round This World». В свое время ее незаслуженно отбраковали по цензурным соображениям. Студийных цензоров насторожило прозвучавшее здесь слово «trips» (путешествия). Им очень не хотелось, чтоб это хоть как-то походило на пропаганду наркотиков, поскольку термин «trip» был распространен в среде почитателей психотропных препаратов. Направление, в котором вскоре устремится группа, обозначится в названии их следующего альбома — «Surrealistic Pillow». Его ожидает значительный коммерческий успех. Такие вещи, как «Somebody to Love» и «White Rabbit», нарекут непреходящими шедеврами. И хотя сюжет последней навеян «Алисой в Стране Чудес» Льюиса Кэрролла, большинством она будет воспринята как своего рода наркотический гимн. Но это произойдет на следующий год, когда состав претерпит немало изменений, и это уже другая история.

Леонид ЛУХТИН