MORBID ANGEL
(CD, Earache, 2003, 52:25) Stereo&Video Январь 2004Непревзойденные мастера зубодробительного гитарного пассажа, ведущий похоронный оркестр мира возвратился с единственной целью ввергнуть в уныние всех запоздалых претендентов на трон. С ними действительно трудно тягаться на равных. И если задаться целью выбрать исполнителей, которые выразили бы суть дет-металла как жанра наиболее емко, шансы непропорционально велики, что это будут именно Morbid Angel — одни из немногих остающихся в строю оригинальных первоначальников сцены. Правда, масштабного творения на сей раз не вышло: да и трудно было ожидать, что с «Еретиком» они смогут поднять планку выше уровня таких жанроопределяющих шедевров, навсегда изменивших лицо андеграунда, как «Altars of Madness» (1989) или «Blessed Are the Sick» (1990). Место «Heretic» в иерархии альбомов группы — скорее где-то между «Covenant» (1993) и «Formulas Fatal to the Flesh» (1998). И все же факт остается непреложным в своей суровой простоте: чтобы сыграть и сочинить ТАКОЕ, необходимо достичь весьма убедительной степени самоотречения. В этом деле было потрачено много ума и изобретательности. И покуда большая часть их соотечественников подалась окучивать благодатные, с точки зрения конъюнктуры, нивы рэпкора, нью-металла, неогранджа, альтернативного рока и проч., Morbid Angel продолжают упорно гнуть старую линию. Их работы давно стали хрестоматийным примером того, как захватывающе может звучать ритмичный, технически премудрый и злобный дет, если за дело берутся настоящие профи. И нет ничего странного или даже особо примечательного в том, что именно их «Covenant» стал первым в истории детовым альбомом, «удостоившимся чести» быть выпущенным компанией-мэйджором: даже наблюдатели, находившиеся вне пределов, что называется, целевой аудитории Morbid Angel, не могли не обратить внимания на выдающиеся музыкальные способности коллектива. Впрочем, здесь очень важно понимать, что смысл того, что они делают, — вовсе не в стилистической предопределенности материала, а в том, что это — исключительно интересная, во многом необычная музыка. Как и на предыдущих релизах, главная точка опоры «Еретика» — маниакальная изощренность Трея Азагтота, проявляемая как в выдаваемых «на-гора» риффах, так и в виртуознейших соло. Гитара Азагтота доминирует с первой минуты и характеризуется паразитической способностью жить за счет окружающего пространства. Пит Сэндовал («человек с восемью руками») лупит по барабанам, Стив Такер рвет басовые струны и уже привычно (после ухода Дэвида Винсента) исполняет обязанности вокалиста, если быть более точным — нарративно хрипит в микрофон. Американское трио с редким мастерством облекает очередями вылетающие последовательности нот в полноценные фразы или мелодии, бас обычно синхронизируется с гитарой. Точная барабанная работа, представляющая нечто среднее между джазовым и грайндкоровым стилем, акцентирует внимание на наиболее выразительных моментах происходящего, неминуемо потерявшихся бы в стремительно меняющихся фразировках. Барабаны выполняют роль матрицы, а лидирующие инструменты варьируют ритм в своеобразном «риффовом салате». Тексты песен, обычно закамуфлированные под интерес к шумерской и библейской истории, бросают презрительный взгляд на современное человечество, пышут желчью и обещают всяческие напасти, а зачастую читаются как прямой призыв к действию: «Curse the Flesh», «Praise the Strength»... В инструментальной «Memories of the Past», типично барочной пьесе, участники группы дают волю своим классицистским настроениям. А вот концовка не впечатляет, оставляя пресный привкус во рту. Зачем вообще понадобилось вставлять сюда «Drum Check», остается загадкой. Большинство слушателей и так неплохо осведомлено о выдающихся способностях Сэндовала, и данная демонстрация ничего не добавляет к уже имеющимся представлениям. А вот чего так остро не хватает, так это некоего цемента, связавшего бы композиции в более-менее единую сюжетную линию, а так получился набор отличных пьес, которые, как известно, еще не гарантия отличного альбома.
Николай КИРЮХИН