S. PROKOFIEV
V. Postnikova. G. Rozhdestvensky
(2xCD, Мелодия, 2005, 67:56+65:36)
Stereo&Video Август 2005
Пять концертов для фортепиано с оркестром Сергея Прокофьева (1891–1953) — ярчайшая страница в пианистическом искусстве двадцатого столетия. Вместе с девятью сонатами они открыли новую главу в эволюции клавирного стиля. Сочинения создавались в период с 1911 по 1932 год, когда автор жил и работал за рубежом (Америка, Франция). Судьба концертов сложная: из-за новаторского языка публика и критика при первом исполнении принимала их неровно. Сам Прокофьев был замечательным пианистом, учился в Петербургской консерватории (у А.Н. Есиповой) и в год окончания (1914) получил премию им А.Г. Рубинштейна за исполнение своего 1-го фортепианного концерта — по словам автора, его «первого более или менее зрелого сочинения». 4-й концерт (для левой руки) создан по заказу австрийского пианиста П. Витгенштейна, потерявшего руку в Первой мировой войне, и не был понят заказчиком; много позже — в 1960 году концерт возрожден А. Ведерниковым. 3-й и 5-й также не получили на премьерах восторженного приема; 5-й в 1940 г. «реабилитировал» С. Рихтер. Запись пяти фортепианных концертов Прокофьева (сделаны в 1983, 1985 и 1987 гг.) — фундаментальный труд замечательной «пианистки покоряющего обаяния» В. Постниковой и выдающегося дирижера современности Г. Рождественского (супруг пианистки). Солистка играет сложнейшую фортепианную партию с искрометным виртуозным блеском и высочайшим мастерством; лишь иногда чувствуется, что текст, требующий огромных физических затрат, исполняет женщина. Оркестр под управлением знаменитого маэстро играет слаженно, чутко аккомпанируя пианистке и нередко принимая от нее творческую инициативу.
Артем АВАТИНЯН