Музыка

PXP

(CD, Dekorder, 2005, 60:37) Stereo&Video Август 2005
PXP}
Жанр: электроника
Оценка диска: 

«Чтобы быть настоящим андеграундом и оппозицией, в современной ситуации надо вообще не писать песен» — высказался в одном интервью лидер группы «Ленинград» Шнуров. И если разделять его позицию (рецензент, к слову, ее не разделяет), то PXP полностью соответствуют критериям андеграундности. Не только потому, что песен они и впрямь не пишут. Их процессорный треск по определению — некоммерческий андеграунд. Их оппозиционность — в самой концепции творчества, декларативно противостоящей всякой гуманности. Концепция эта такова, что без пресс-релиза не разберешься, но у нас он таки имеется. Иначе нипочем не догадаться, что в основу творчества сей коллектив положил некие схоластические измышления из технико-математической области, от изложения которых мы, пожалуй, воздержимся — у гуманитариев они вызовут непреодолимую скуку, у сведущих в точных науках, подозреваем, серьезные сомнения в здравомыслии музыкантов. Треки PXP представляют собой заимствования из разных электронных первоисточников, с помощью цифровых обработочных плаг-инов приведенных к одному муторному и малоприятному знаменателю. Здесь наличествуют: «шкатулочная» пьеса «под Aphex Twin», среднечастотный «шкалящий» фанк «под Mouse On Mars», четыре с половиной минуты безостановочного электропоп-арпеджиатора, малахольное хардкор- и минимал-техно. Или вот еще: если «загрэбить» одну из пьес Rapoon (скажем, с двойника «Cold War: Drum’n’Bass»), как следует перегрузить и добавить дебицел так -дцать, получится один из треков PXP. Более «самобытные» произведения — набор из отрывков цифрового нойза, без нюансов, полутонов и царя в голове. Композиционных изысков здесь вы также не найдете, а ведь в актуальной кибер-музыке, эксплуатирующей программируемые «ошибки» и, шире, темы хаоса, бунта машин и бесчеловечного кибер-разума (в противовес строгой машинерии Clock DVA и Cabaret Voltaire), неожиданные композиционные и аранжировочные выверты — главная фишка. Однако уже можно счесть тенденцией то, что музыка процессорного треска приходит в печальное запустение. Да что тут говорить о малоизвестных PXP, когда последняя работа одного из отцов-основателей жанра, Карстена Николая, скучна до невозможности.

Виталий СТЕРН