SLIPKNOT
(CD, Roadrunner, 2004, 60:08) Stereo&Video Август 2005А вот — те, на которых так отчаянно и так безуспешно пытается держать равнение группа Otep. Если уж речь зашла о мэйнстримном металле, Slipknot олицетворяют его достоинства полнее, нежели какой-либо иной сегодняшний исполнитель. Ну, а «Vol.3: (The Subliminal Verses)» представляет блеск и нищету нео-брутал-рока в объеме, не снившемся Otep даже в самом кошмарном сне. Все, конечно же, в курсе того, что парни — главное музыкальное достояние самого немузыкального штата Америки — Айовы (его еще называют «кукурузно-свиным штатом»). Их популярность превзошла все допустимые для тяжелой команды нормы. Везде, куда бы они ни поехали, их встречает армия восторженных поклонников, именующих себя словом «maggots» — «личинки». Этим людям с соответствующей благодарностью со стороны участников Slipknot посвящена одна из вещей данного диска — «Pulse of the Maggots». Парни чешут на гитарах, дубасят по барабанам, ревут в микрофоны, не жалея ни себя, ни слушателя. Их лица скрывают маски, некоторые из коих напоминают клоунские, появление других в арсенале группы явно навеяно просмотром культовых хоррор-фильмов (самый очевидный источник — «Восставшие из ада»), а барабанщик Джоуи Джордисон, например, носит печальную белую маску традиционного японского театра кабуки. Все музыканты облачены в подобие роб водопроводчиков самых немарких тонов. Каждый проходит под своим индивидуальным номером — от нуля до восьми (например, диджей Сид Уилсон — №0, перкуссионист Шон Крэн — №6, басист Пол Грэй — №2 и т.д.). Впрочем, разглядеть за вызывающей внешностью Slipknot истинную суть не составляет особого труда. Они берутся подобрать все самое лучшее из старого рока, хардкора и металла, и довести это дело до кульминационного взрыва. На первый взгляд, не совсем понятно, какое применение в студии могут найти девять (!) участников, но в практической пользе, по крайней мере, четырех из них сомневаться не приходится — барабанщик Джоуи Джордисон (№1), вокалист Кори Тэйлор (№8), гитаристы Джеймс Рут (№4) и Мик Томпсон (№7) исключительно хороши и изобретательны. Кстати, когда прошлым летом накануне крупного фестиваля, проходившего в Англии, Ларс Ульрих был неожиданно госпитализирован с каким-то недугом, на помощь «Металлике» пришел не кто иной как Джордисон, который играл «Enter Sandman» и прочие классические хиты «великих и ужасных» в своем привычном самурайском наморднике. Между выходом «Vol. 3» и предыдущего лонгплея «Iowa» минуло три года, но каждый день этого некороткого срока стоил ожидания, потому что музыка, не утеряв в интенсивности звучания и виртуозности исполнения, продемонстрировала желание Slipknot экспериментировать с тактовыми размерами, вокальными гармониями и гитарными тонами, значительно возросшую глубину, более изощренную структуру песен, качественно иной композиторский уровень. Никогда прежде работа со звуком не была выстроена с такой доскональностью и педантичностью — отдельное спасибо маститому продюсеру, бородатому Рику Рубину (Slayer, Джонни Кэш, NIN, System of a Down, RHCP). Каждое прослушивание вскрывает новые детали, ускользнувшие от внимания в прошлый раз. Если «Iowa» в общем и целом можно считать попыткой Slipknot записать максимально прямолинейный и лобовой альбом — в нем действительно содержится масса адаптированных дет-металлических элементов, которые только может себе позволить использовать мэйнстримная группа, — то «Vol. 3» более сбалансирован, мелодичен и отдает также дань почтения року семидесятых, в том числе таким его иконам как Kiss и Pink Floyd. И совсем не случайно зажигательный хор в припеве к «Before I Forget» навевает ностальгию по «Hotter Than Hell», нежели по «Reign in Blood». Центральная тема всего жанра металла — воинственный нигилизм — находит отражение в таких вещах как «The Virus of Life», «Three Nil», «Opium of the People». Блистательное в своей неожиданной стремительности гитарное соло (!) и барабанный марш в трэшевой атаке «The Blister Exists» не оставят равнодушным ни одного любителя истинного металла. Вместе с тем, Slipknot представили на слушательский суд акустические баллады («Circle», «Danger — Keep Away», «Vermillion Pt. 2»), и этот блин совсем не вышел у них комом: в музыкальном окружении, где каждый пытается переплюнуть другого по части экстремальности, подобные искренние моменты ценятся на вес золота. Тексты песен никак нельзя обойти вниманием: они поэтичны, метафоричны и на редкость умны. Что характерно — имя Господа всуе не упомянуто ни разу, как ни разу не прозвучало ни одно крепкое словцо, на которые бывают так щедры металлисты. Альбом оставляет чувство глубокого удовлетворения, и что бы группа отныне ни делала, ожидания в отношении их дальнейших шагов будут расти в геометрической прогрессии.
Николай КИРЮХИН