Музыка

McCOY TYNER

(CD, Telarc/Пурпурный легион, 2004, 57:52) Stereo&Video Июль 2005
McCOY TYNER}
Жанр: джаз+блюз
Оценка диска: 

Мало найдется в джазе пианистов, которые оказали такое влияние на последующие поколения музыкантов и при этом настолько убедительно оставались бы в строю. Случилось так, что пик карьеры Маккоя пришелся на юность, когда он работал в «классическом» квартете великого Джона Колтрейна (1960–1965). Кстати, в те же годы Маккой записывался и как лидер — причем с Ли Морганом, Джо Хендерсоном и другими молодыми гигантами той поры; но эти записи оказались в глубокой тени его классических работ у Трейна. Впрочем, после ухода от легендарного саксофониста карьера Тайнера не закончилась, хотя одно время он почти что голодал и даже вынужден был пойти играть на клавишных в соул-группу Айка и Тины Тернер. Подписав в 1972 г. контракт с лейблом Milestone, артист, наконец, занял подобающее место в пантеоне джазовых пианистов и, хотя и перебрал за три десятилетия почти все крупные джазовые лейблы, записывался достаточно ровно, да еще и в самых разнообразных составах — от дуэтов до собственного биг-бэнда. Музыканты относятся к его записям с неизменным вниманием, да и широкая публика уважает, хотя Маккой — несомненный «музыкант для музыкантов». И что удивительно: 65-летний мастер в работе для аудиофильского лейбла Telarc не просто подтверждает свой высокий творческий и технический уровень, но демонстрирует несомненную открытость и желание что-то искать, а главное — возможность находить. Он очень традиционен в этой работе, но в глубинах общеизвестной и общедоступной традиции Тайнер способен любоваться и какими-то эмоциональными оттенками (тогда как многие его более ранние работы грешили эмоциональной прохладностью), и работой своих именитых партнеров, каждому из которых он заботливо дает раскрыться. Трубач Теренс Бланшард представляет почти вокальное, исконно-посконно-блюзовое соло в разудалом «Нью-Орлеанском Стомпе», где лихая припрыжка маккоевского рояля наверняка вызовет, по крайней мере, удивление у привычных к его обычной холодноватой математике поклонников. Контрабасист Крисчен Макбрайд в паре с барабанщиком Луисом Нэшем, составляющий одну из сильнейших ритм-секций в современном мэйнстриме, не только упруго «стреляет» своей фирменной свингующей атакой в аккомпанементе, но играет проникновенное соло смычком в изящном дуэте с лидером, посвященном их общей «малой родине» — Филадельфии. Даже саксофонист Гэри Бартц, находящийся объективно не в самой лучшей форме, дает приличного шороху в собственной зажигательно-боповой «Soulstice». И над всем этим — точнее, под всем этим — царственно простираются сложные гармонические ландшафты, образуемые роялем Тайнера.

Кирилл МОШКОВ