TCHAIKOVSKY, MEDTNER
Emil Gilels
(CD, Мелодия, 2005, 68:00)
Stereo&Video Июль 2005
Возможно ли вместить ярчайшие творческие личности в рейтинги, списки популярности и т.п.? Наверное, нет. Но если все же попытаться назвать десять самых мощных пианистических индивидуальностей минувшего столетия, то Эмиль Гилельс (1916–1985) окажется в их числе. Это пианист огромного таланта, феноменальной виртуозности. И при жизни и после своей смерти Гилельс — легенда среди публики, студентов и профессоров Московской консерватории. Артур Рубинштейн слушал пятнадцатилетнего пианиста в Одессе и позже не раз вспоминал о своих впечатлениях: «Я не нахожу слов... Скажу одно: если он когда-нибудь приедет в Соединенные Штаты, мне тут нечего будет делать». В игре Гилельса нет ничего поверхностного, в ней много нежности, глубоких раздумий, колоссальной мощи. Его исполнение находится далеко за гранью ремесла. Сказать о Гилельсе, что он обладает фантастическим мастерством, мало. Это явление относится к высшим достижениям в исполнительстве вообще. Записи сочинений Петра Ильича Чайковского (сонаты до диез минор, пьес op. 19) и «русского Брамса» Николая Метнера (сонаты Op. 22), сделанные с концертов в 1962, 1950 и 1954 гг. — золотые, дают полное представление о масштабе данной личности.
Артем АВАТИНЯН