Музыка

THE EX

(2xCD, Ex Music, 2004, 44:20+42:46) Stereo&Video Июль 2005
THE EX}
Жанр: поп+рок
Оценка диска: 

В прошлом году легендарная голландская группа The Ex отмечала свое двадцатипятилетие. Первоначально она (подобно англичанам Crass и Chumbawamba) представляла собой анархо-синдикалистскую панк-коммуну, участники которой просто использовали музыку для выражения своих левацких идей (а для решения вопроса, кому на каком музыкальном инструменте играть, тянули жребий). Но если упомянутые выше английские команды со временем практически не менялись, то The Ex на протяжении всех этих лет постоянно совершенствовались и развивались, их музыка, которая в абразивном арт-панке соединяет элементы фри-джаза, нойза и этно-фолка, становилась все более сложной и эклектичной. При этом группа умудрилась не растерять свои идеалы и принципы и, сохраняя приверженность панк-эстетике «сделай сам», до сих пор продолжает выпускать на своем собственном независимом лейбле впечатляющие пластинки на спорные темы. Прекрасным примером тому является новый двойной альбом The Ex «Turn». Ничуть не уступая ранним пластинкам в плане энергетики, он предлагает гораздо более интересную и разнообразную музыку, не укладывающуюся в рамки какого-то определенного стиля. Пользуясь минимальным набором инструментов (две гитары, ударные и контрабас), участники извлекают из них максимум. Особенно впечатляет работа контрабасистки Розмари, которая, используя характерные скорее для импрува приемы (она не только щиплет струны и водит по ним смычком, но и стучит и скребет по корпусу), порой извлекает из своего электрически усиленного инструмента довольно неожиданные звуки, имитирующие то электронные эффекты, то испуганные голоса. Поверх яростного и свободного взаимодействия диссонирующих гитар вокалист Сок поет, а чаще злобно и с напором кричит о спасительной силе искусства («Listen to the painters»: «Нам нужна поэзия и живопись… Ограниченные умы — это оружие массового уничтожения») и единственно возможном толковании понятия «свобода выбора» в современном обществе потребления («Prism Song»: «Вот мыло, которое освободит тебя… Увеличь собственную значимость покупкой этого нового автомобиля»), об обратной стороне борьбы с терроризмом в Америке («Confusion Errorist»); предлагает подробные инструкции по метанию яблочного пирога в лицо кого-нибудь из представителей мировой элиты («The Pie»). Очень неожиданно и свежо звучит на пластинке африканская тема: песня борьбы народа Эритреи за свою независимость от Эфиопии «Huriyet», посвящение эфиопскому саксофонисту-новатору Г. Мекьюриа «Getatchew» и песня на мелодию группы из Конго Konono («Theme From Konono»: «История только началась. Африка… будет номером первым»). Потрясающая плотность и интенсивность звучания, по-видимому, в немалой степени является заслугой продюсера Стива Альбини. Несмотря на солидный возраст, The Ex исполняют удивительно живую, совершенно неокостеневшую музыку.

Владимир НАСОНОВ