КНЯЗЬ МЫШКИН
(CD, Геометрия, 2004, 58:18) Stereo&Video Июль 2005Белорусская группа интуитивной импровизации «Князь Мышкин» существует уже более 13 лет. Ее основателем и идейным руководителем является гитарист Леонид Нарушевич, состав же играющих с ним музыкантов почти постоянно меняется. За время своего существования группа записала 16 альбомов (которые выходили почти исключительно на кассетах), переиграла на множестве фестивалей (в их числе «Сырок-5» в Москве, «Скиф-5» в Санкт-Петербурге, «Альтернатива» в Праге и др.), выпустила диск на американском лейбле Wood Records («Summer Session», 2001). На новом альбоме московского лейбла «Геометрия» собраны архивные записи «Князя Мышкина» — две композиции, записанные в разное время разными составами, — «Горячий финский зартипос» (1996) и «Кошык» (1998). Несмотря на большую протяженность композиций (33 и 25 минут, соответственно), они слушаются с неослабевающим интересом, буквально на одном дыхании. Причина в том, что построенной на свободной импровизации музыке удивительным образом удается избежать штампов и шаблонов любых музыкальных жанров и стилей — как джазовых, так и роковых. Тут практически нет пустых или проходных мест, музыка никогда не топчется на месте, не раздувается, пытаясь заполнить гигантский объем бесконечными и бессмысленными сольными брейками отдельных инструментов или занудливыми повторениями; она спокойно и естественно живет, дышит и развивается. А музыканты, кажется, всего лишь дают возможность распуститься этому невиданному цветку удивительной красоты, стараясь не задавить его неосторожными и неоправданными действиями. Они предпочитают работать с ритмом и мелодией, избегая шумов и диссонансов. Тут нет ни солирующих, ни аккомпанирующих инструментов, искра проскакивает в момент свободного взаимодействия музыкантов. Обе композиции записаны (как и всегда) вживую, без всяких наложений. «Кошык» благодаря многочисленным дудкам, жалейкам и гуслям одного из самых известных собирателей и исполнителей белорусской народной музыки Ивана Кирчука и легкой, изящной перкуссии (включая разнообразные погремушки и даже копыто козы!) Юрия Павловского имеет пасторально-этнический характер. Исключительно интересная пластинка одной из самых значительных групп современного постсоветского пространства.
Владимир НАСОНОВ