Музыка

JESU

(CD, Hydra Head Industries/ Пурпурный легион, 2005, 74:25) Stereo&Video Июль 2005
JESU}
Жанр: поп+рок
Оценка диска: 

Группа Jesu, представляющая близкий Cult of Luna стилистический спектр, но масштабом своего дарования абсолютно затмевающая скандинавов, есть ничто иное как очередной проект незабвенного Джастина К. Бродрика. Добавим — гитарный и ориентированный преимущественно на песенный формат рок-проект. Пояснение не кажется таким уж неуместным, если обратиться к истории, из которой явствует, что данный уроженец английского Бирмингема в прошлом какой только музыкой не пробавлялся — от грайндкора, индастриала и даба до эмбиента и прочих электронных экспериментальных жанров. Впрочем, рок выходит у него все же весьма далеким от традиционного. Названная так по финальной пьесе с последнего альбома («Hymns») одной из его наиболее популярных команд — Godflesh (еще были, а в некоторых он принимает участие до сих пор — Napalm Death, Head of David, Final, Techno Animal, God, Ice, Fall of Because, Curse of the Golden Vampire, и это — далеко не полный перечень!), Jesu стала той отдушиной, что направила переживания Бродрика по безвременной кончине его любимого детища в 2002 году в самое что ни на есть конструктивное русло. «Jesu» — дебютный альбом, в записи которого единоличному диктатору Бродрику (музыка, тексты, гитара, вокал) помогали барабанщик Тед Парсонс (Prong, Godflesh, Swans, Killing Joke) и басист Дайрмьюид Долтон (Final, Cable Regime). Кроме того, Пол Невилл (Godflesh, Cable Regime) появляется с партией дополнительной гитары в треке «Man/Woman». В полной мере унаследовав пафос совершенно уж беспросветных Godflesh, троица добавила к нему медленно распускающихся мелодий с божественными гармониями и озарила лучиком надежды царство беспробудной тьмы. Принимая во внимание то обстоятельство, что предыдущие коллективы, с которыми так или иначе был связан Бродрик, выступали эдакими разрушителями обывательских представлений о хорошем вкусе и всегда опережали свое время, ожидания в отношении выхода «Jesu» носили ажиотажный характер. Невероятно, но все они оправдались! Музыка Jesu обладает эпическим размахом, даже не снившимся Cult of Luna. За отзвуками дилеев и эхо-эффектов слышится открытый космос, безбрежная бесконечность, манящая пустота. Средняя продолжительность композиций — более 9 минут. Течение музыкальной ткани — словно чинное шествие траурной процессии: неторопливый, возвышенный ритм, скорбящий вокал, тревожащие суровой скупостью репититивные мелодии, ультраплотный, немилостиво искаженный дисторшном бас, многослойные гитары. Подобное простительно спутать с погребальным маршем или, скажем, принять за результат перекрестного скрещивания дум-металла с шугейзерским роком а-ля Slowdive или My Bloody Valentine. Постметалл? Кто знает, возможно, мы действительно являемся свидетелями рождения нового жанра. «Jesu» — первая запись на моей памяти, на которой Джастин не просто ревет в микрофон (что, кстати, тоже доводилось слышать не слишком часто, поскольку многие его проекты вообще не предусматривали вокала), а именно что поет и делает это отменно, с невиданным для него эмоциональным накалом. Правда, голос отнюдь не ведет мелодию, эта роль отдана другим инструментам в арсенале Jesu. Единственная по-настоящему брутальная композиция, напрямую цитирующая Godflesh периода «Pure» и «Selfless», — это «Man/Woman» — эмоционально чистый, предельно честный drone doom c вокалом, впервые срывающимся на ор, и тотально доминирующей, сокрушительной ритм-секцией. «Я пытаюсь создать нечто прекрасное из совершенно непривлекательных элементов — поясняет Бродрик. — Я также хотел, чтобы музыка казалась пыткой, но мелодическим аспектам было уделено гораздо большее внимание, нежели раньше. Я стараюсь выразить идею болезненной красоты. Когда я был полностью разбит, совершенно не функционировал, все что мне оставалось — это работать над пластинкой». Работа, кстати, продолжалась с перерывами с 2001 по 2004 год (подвальное помещение музыканта, переоборудованное в домашнюю студию Avalanche, в которой было записано большинство альбомов Godflesh; живые барабаны писались отдельно в норвежской студии Subsonic Society, популяризированной стараниями прославленных норвежских блэк-металлеров Darkthrone, Enslaved, Khold и прочих), из чего можно заключить, что сила материала кроется в его продуманности до мельчайшей детали. Ранний претендент на звание пластинки года? Почему бы нет!

Николай КИРЮХИН