Музыка

VARIOUS ARTISTS

(CD, Capitol, 2004, 52:59) Stereo&Video Июнь 2005
VARIOUS ARTISTS}
Жанр: джаз+блюз
Оценка диска: 

В массовом сознании работы популярных вокалистов 1950–60-х зачастую ассоциируются с джазом, и это понятно — в записях присутствуют духовые инструменты, чаще всего — объединенные в характерные биг-бэндовые созвучия с более или менее острым свингом, да и многие из этих певцов известны как джазовые. На самом деле от джаза как такового эта музыка достаточно далека, отчего к ней сейчас и применяется специальный, хотя и довольно условный термин — lounge pop. Да, некоторые из участников рецензируемого сборника, объединенного музыкой одного из важнейших американских эстрадных композиторов-песенников XX века Коула Портера (1891–1964), прославились как джазовые исполнители (Элла Фицджералд, Тони Беннетт, Луис Армстронг, Нэнси Уилсон, Сара Вон). Но самые коммерчески успешные записи вышеперечисленных имен были сделаны ими в те периоды, когда они записывались для поп-лейблов, и к джазу (искусству импровизации) их наиболее популярные альбомы не имеют почти никакого отношения. К тому же в данный сборник вошло изрядное количество вокалистов, вообще не относящихся ни к какому джазу, вроде Сэмми Дэвиса-младшего, Джулии Лондон, Джуди Гарланд или Лайзы Минелли. Но дело не в стилистической принадлежности артистов. В конце концов, сам Коул Портер не сочинял джаз — просто его умные и красивые песенки изначально обладали таким свинговым потенциалом, что в золотую эпоху джаза легко становились джазовыми стандартами, основой для бесчисленных импровизационных версий как вокалистов, так и инструменталистов. Тем интереснее услышать на сборнике «Ultra-Lounge» неджазовые, очень близкие к авторским оригиналам версии будущих стандартов — и «Night And Day» (Стив Лоуренс), и «I Love Paris» (Кай Стар), и «Just One of Those Things» (Нат «Кинг» Коул). Интересны и некоторые необычные интерпретации знакомых песен: так, «I've Got You Under My Skin» приведена не в классическом варианте Фрэнка Синатры, но в быстрой остросвинговой версии семейного дуэта Луиса Примы и Кили Смит, а Луи Армстронг исполняет «High Society» не как джазовый стандарт, что было бы вполне логично, а делает это в стиле... танцевального калипсо. Ну, и немногие более-менее джазовые вещи тоже изрядно украшают сборник — особенно «Let's Do It (Let's Fall In Love)», записанная живьем Эллой Фицджералд в сопровождении... оркестра Дюка Эллингтона! В общем, вышла небанальная, разнообразная и, как ни странно, до сих пор очень свежая по звучанию компиляция.

Кирилл МОШКОВ