Gustav Mahler
Дирижер Кирилл Кондрашин
(CD, Мелодия, 2004, 46:09)
Stereo&Video Май 2005
Исполнение симфоний Малера предъявляет к оркестру и дирижеру самые высокие требования. Сложность творческой задачи связана с необходимостью передать богатый художественный мир, глубокие драматургические и культурные связи, пронизывающие эту гениальную музыку. Одно из самых ярких и художественно значимых прочтений симфоний Малера связано с именем русского дирижера К. Кондрашина. Музыкант признан выдающимся малеровским дирижером в Европе: в 1974 г. Малеровское общество наградило его Золотой медалью, которой удостаивались только крупнейшие дирижеры за пропаганду творчества Малера. Кондрашин первым среди отечественных дирижеров записал большинство оркестровых опусов великого австрийского композитора; рецензируемые записи первой и третьей симфоний — часть обширной серии. Интерпретация основана на глубоком изучении партитур, авторских ремарок. Масштабная симфоническая форма выходит у Кондрашина удивительно цельной. Дирижер избегает частого дробления темпа, но наполняет течение музыкальной ткани тонкими метроритмическими подвижками и динамическими нюансами во всех оркестровых голосах, отчего фразировка и музыка в целом получается удивительно пластичной. Ему удается широчайшая малеровская кантилена. Самое главное — музыкант смог передать высокий гуманистический дух сочинений: это слышно в записи. Кондрашин считал, что вокальную музыку нужно исполнять на понятном слушателям языке, но вместе с тем осознавал, что необходимо быть как можно ближе к оригиналу. Наверное, поэтому существуют два варианта записи четвертой и пятой частей третьей симфонии — с исполнением хоровых и сольных вокальных партий на русском и немецком языках; оба варианта включены в данное издание.
Артем АВАТИНЯН