МАМБО ДЖА
(CD, Никитин, 2004, 52:19) Stereo&Video Май 2005Журналист, поэт-песенник и музыкант Александр Кутинов, принимая участие в многочисленных формациях разнообразных стилей, в своих проектах работает на основе рэгги, и очередная возглавляемая Кутиновым, aka Зигги, команда «Мамбо Джа» не стала исключением. Изначально «Мамбо Джа» задумывалась как средство массовой «каверизации» известных и популярных песен — от Челентано и Ротару, до Rammstein и Бритни Спирс. Ставка, сделанная на неожиданность нового звучания шлягеров, проверенных временем и кошельками, оказалось выигрышной — карибские ритмы с панковским настроением и примесями мамбы и сальсы, сдобренные шансонными интонациями, мелодикой добротной советской эстрады и вибрациями национальных танцев, пришлись по вкусу посетителям московских клубов. И хотя ортодоксальное растафари-сообщество формально не принимает кутиновский «этно-панк», а сам коллектив, в свою очередь, как может открещивается от раста-ярлычка, «Мамбо Джа» вошла в число наиболее известных отечественных групп, играющих в около-ямайском жанре. «Теплые отношения» — дебютный релиз «Мамбо Джа», представляющий в основном собственные сочинения. Авторский материал на поверку оказался весьма неоднородным: диск открывается поп-посвящением «Бедной Анне», его сменяет ска-джазовый «Юноша-летчик», классическая растаманская «География», а-ля дикдейловский серф «Портвейна» и нео-ретро-курортная баллада «Морячок», в середине обнаруживается не то колыбельная, не то считалочка «Полярный рэгги» — история встречи чукчи и негра, а завершает всю эту разнообразицу турецкий рэгги «Заводного соловья» и «Он не знал», готовый к ротации на «Нашем радио». Пластинка получилось слишком уж эклектичной, самодеятельной. Слушать ее всерьез, без доли юмора не стоит, тем более что ее создатели и не ставят перед слушателями такой цели. «Все пытаются повторить то, что делают истинные носители культуры — кельты, негры, растаманы и так далее. Только все это бессмысленно: на безрыбье они, конечно, ничего, но стать настоящими африканцами или кельтами они не смогут никогда», — заявил в одном интервью Зигги-Кутинов. «Мамбо Джа» стоит где-то посередине между оригинальным прочтением традиционного и самоироничными заимствованиями, а держится уверенно, по большому счету, из упрямства — в день, когда старые растаманы признают их за своих, насмехаться станет не над кем.
Анна ПЕТРОВА