Музыка

DARKTHRONE

(CD, Moonfog/Пурпурный легион, 2004, 34:17) Stereo&Video Май 2005
DARKTHRONE}
Жанр: поп+рок
Оценка диска: 

Когда речь заходит о музыке с чернушным душком, с пресловутой «червоточиной», взгляды неизменно обращаются к североевропейскому региону. В последние годы там пустила корни и расцвела всему способному внимать миру на загляденье многообещающая поросль — Watain, Clandestine Blaze, Furze, Ondskapt, Satanic Warmaster, Warloghe, Sigrblot, Khold. Но покуда мы жаждем гарантированного качества, настоящей мрачнятины, вздувающей вены и рвущей в клочья, нашими мыслями, как встарь, будет владеть прошедшая испытания временем нордическая гвардия — Carpathian Forest, Satyricon, Gorgoroth, Darkthrone, сколько их там еще осталось в строю? Мастера дисгармонии не дают продыха своим частым, практически ежегодным представлением нового продукта. Продолжительность их дисков редко когда превосходит 40-минутную отметку, но интенсивность содержащейся музыки с лихвой компенсирует ее лаконизм… Парни не желают принимать участия во все большей вовлеченности блэкарей в шоу-бизнес. Характерен недавний отказ Darkthrone от номинирования на вручение норвежского аналога «Грэмми» — престижной премии Alarm, в категории «лучший металл-альбом года» (премия, к слову, досталась другим старожилам сцены — Enslaved, с их новейшей работой «Isa»). В интервью, появившемся накануне в газете «Афтенпостен» барабанщик Фенриц озвучил позицию ветеранского дуэта: «Мы исполняем настоящий, честный блэк-металл, и у нас совершенно отсутствует желание быть частью мишурной, показушной стороны музиндустрии». Вокалист/гитарист Ноктюрно Культо мрачно вторит своему коллеге: «Я на сто процентов против наград в блэк-металле. Подумать только, в какое убогое шапито это все превратилось!» Нежелание «прогибаться под изменчивый мир», аристократизм и независимость мышления сослужили добрую службу музыкантам, и годы спустя они превратились в истинную легенду реформированного блэка — это понятие применимо к ним даже в большей степени, нежели к Mayhem. Их новейшая пластинка, «Sardonic Wrath», посвящена памяти усопшего в конце прошлого года Квортона из шведского монопроекта Bathory, олицетворявшего дух старого, еще поколения 80-х, блэк-металла. Музыкально она тщательно воспроизводит линию предыдущего альбома, «Hate Them», — прежде всего, звуком (сырым, но не настолько размытым, чтобы заставить вспомнить об опыте «Under a Funeral Moon») и несколько припанкованной манерой гитар. Существенные отличия — бас стал осязаем, он резко выдвинулся из тени гитар (чего не наблюдалось со времен альбома «Panzerfaust») и оброс мясистым «фуззом». Качество же песенного материала заметно возросло, причем настолько, что мы вправе говорить о «Sardonic Wrath» как о самой значительной пластинке Darkthrone последних восьми лет. Работа, помимо прочего, знаменует возвращение Фенрица к написанию части текстов песен по-норвежски, что нельзя не приветствовать. Открывает альбом «Order of the Ominous» — дарк-эмбиентное интро в исполнении Ларса Серенсена из Red Harvest, сквозь ледяные нотки которого проступает одинокий пейзаж арктической пустыни. Первая же вещь на родном наречии — «Sjakk Matt Jesu Krist» («Шах и мат, Иисус Христос») — как удар молнии, как выстрел в ночи, как перст судьбы. Чем дальше, тем больше и суровей — «Straightening Sharks in Heaven», «Alle Gegen Alle», «Hate Is The Law», «Man Tenker Sitt». Электропила кромсает, горлопан с железной глоткой бичует, демоны стонут — просятся наружу. Это — живая агрессия сеющих мрак людей. Darkthrone плавно подводят к той мысли, что блэк-металл — контролируемая форма помешательства, священный гнев, «фурор тевтоникус» в его современном прочтении или, обращаясь к цитате самих музыкантов, «devil's fuel» — «топливо дьявола». В общем, ветераны не посрамили, не ударили в грязь, вновь заставив со всей силой поверить в будущность непреходящих идей.

Николай КИРЮХИН