Музыка

CHRISTOPHER HOGWOOD
(Igor Stravinsky, Gian Francesco Malipiero, Alfredo Casella) Kammerorchester Basel

(CD, Arte Nova Classics/ BMG Ariola Classics, 2003, 59:17) Stereo&Video Октябрь 2004
CHRISTOPHER HOGWOOD(Igor Stravinsky, Gian Francesco Malipiero, Alfredo Casella) Kammerorchester Basel}
Жанр: классика

Этот альбом знакомит слушателя с произведениями трех ярких авторов 20 в. — «отца» новой музыки Игоря Стравинского и значительных итальянских композиторов, Дж.Ф. Малипьеро и А. Казеллы. Многое сближает эти опусы. Главное — все они принадлежат к т.н. неоклассицистской ветви, и поэтому каждый, так или иначе, связан со «стариной». Стравинский при сочинении музыки балета «Пульчинелла» использовал подлинные мелодии Дж.Б. Перголези. Казелла испытал влияние еще одного великого итальянца: об этом свидетельствует название его дивертисмента для фортепиано и 32 инструментов — «Скарлаттиана». Малипьеро же в своем сочинении опирался на старинную полифоническую форму «ричеркар». Даты создания работ располагаются в четырехлетнем временном интервале — 1922–1926 гг. Премьера балета «Пульчинелла» Стравинского состоялась в 1920 г. в Париже (костюмы создавал Пикассо), а двумя годами позже автор сделал из вещи оркестровую сюиту. Музыка эта очень яркая, изобретательная, с элементами гротеска (дуэт тромбона и контрабаса в №7). Пятичастный «Ричеркар для одиннадцати инструментов» вдохновлен искусством Монтеверди — Малипьеро изучал манускрипты классика в венецианской «Библиотеке Марциана» — и творчеством И. Стравинского. Будучи превосходным пианистом, Казелла в своей «Скалаттиане» отдал фортепиано роль солирующего инструмента: оно и понятно, ведь Д. Скарлатти и клавир неразделимы (вспомним его сонаты). Исполнительский диапазон Кристофера Хогвуда исключительно широк — от барокко до современной музыки: этот CD представляет одну из граней мастерства знаменитого артиста. При записи диска партнером Хогвуда выступил Базельский камерный оркестр — превосходный коллектив, обладающий высочайшей ансамблевой культурой. Музыканты стремились предельно точно передать авторский текст и настроение музыки. И задуманное удалось воплотить. Может быть, лишь изредка то темпы кажутся немного быстроватыми, то исполнению чуть недостает ритмической остроты и характерности.

Артем АВАТИНЯН