THE DIVINE COMEDY
(CD, Parlophone, 2004, 45:53) Stereo&Video Октябрь 2004Нил Хэннон, бессменный лидер бэнда с претенциозным названием «Божественная комедия», появился на свет в Ольстере, но творчество Хэннона не отражает рваную пасторальность судьбы его родины. И тем более в последние годы, когда «Божественная комедия» стала от начала до конца произведением его рук и головы. Нилу понадобился в помощники лишь симфонический оркестр — все остальное написал, сыграл и спродюсировал он сам. Сдержанный вокал, умело скользящий от проникновенного до героического, и умение насыщать минималистичные аранжировки максимальной духовностью сделали его творчество интересным для коллег. Хэннон близок к шестидесятым и одновременно к неоклассике типа Майкла Наймана. Поэтому его сотрудничество с Найманом несколько лет назад стало знаковым. Кроме того, он кооперировался со многими звездами масштаба Pet Shop Boys и Тома Джонса и всегда, замечу, успешно. Совместные туры с R.E.M. и Робби Уильямсом подчеркнули творческий диапазон The Divine Сomedy, который интересен не количеством нот, а их качеством. Его предыдущий альбом продавался из рук вон. Правда, он этого не заметил: чего на новой пластинке меньше всего, так это желания угодить или подстроиться. Должен же кто-то проходить по ведомству эстетства и умной музыки. Что же, все правильно, все на местах — Хэннон многословен, помпезен и слегка заунывен. «Absent Friends» напоминает более всего зонг-оперу, а не произведение песенного жанра. Этот театр, украшенный присутствием на песенке «Sticks & Stones» аккордеона Яна Тирсена, а на «Come Home Billy Bird» — голоса Лорен Лаверн, не требует большого напряжения ума. Скорее это некие движущиеся картины-настроения, за которыми можно лениво следить, а можно и отвлечься на минуту-другую. У альбома есть подзаголовок «сочинено и записано в 2001–2004 гг.» — композитор словно подсказывает, что не планировал ничего спонтанного, а скорее показывал нам свой дневник. Причем ничего внешне яркого с ним за отчетный период не случилось, и он просто медленно поет свою экстравертную песню, особо не задумываясь о том, кому это, собственно, нужно. Обращаясь в некий мост между авангардом и качественной поп-музыкой, он в который раз совмещает несовместимое, что в рок-н-ролле лучше всех удается именно британцам.
Александр В. ВОЛКОВ