PEKKA AIRAKSINEN
(2xCD, N&B Research Digest/Love Records, 2003, 75:47+57:40) Stereo&Video Сентябрь 2004Слушаешь эту ретроспективную коллекцию и не веришь собственным ушам: в маленькой северной Финляндии, по сути, на тогдашней глубокой периферии западного мира, еще в 60-е и 70-е годы прошлого (как сейчас принято говорить) века создавались произведения в жанрах, десятилетия спустя прославивших таких артистов, как Merzbow, Pan Sonic и позднего Muslimgauze. Пионер финского экспериментализма Пекка Айраксинен сорок лет назад успешно смешивал машинные биты, фри-джаз и свободные импровизационные формы, на каких-то абсолютно диких синтезаторах и приборах с запрограммированными «ошибками» и по-панковски разудалым цитированием создавал то, что впоследствии стало именоваться терминами «индастриал», «нойз» и «минимал». Знатокам будет достаточно и того, что титаны современного муздадаизма Nurse With Wound отметили творчество Айраксинена в знаменитом перечне наиболее повлиявших на них артистов, прилагавшегося к их дебютному «Chance Meeting on a Dissecting Table of a Sewing Machine and an Umbrella» (1979). Второй диск двойника представляет ряд сногсшибательных ремиксов самых передовых деятелей экспериментальной электроники, в том числе и вышеупомянутых Nurse With Wound, и австрийца Curd Duca, и загробную айдиэмщицу Mira Calix, и доблестных составителей настоящей ретроспективы — отцов-основателей N&B Research Digest Алексея Борисова («Ночной проспект») и почти что «нашего» финна Антона Никкиля, а также самого оригинального создателя всей этой роскоши. Издан альбом наиболее, наверное, известным (после Sahko) финским экспериментальным лейблом Love Records. Несмотря на колоссальный разброс по времени создания отдельных треков и внушительную продолжительность, слушается «Мадам, я Адам» на одном дыхании, звучит исключительно модно и просто восхитительно.
Виталий СТЕРН