JAMES COTTON
(CD, Telarc/Пурпурный легион, 2004, 53:25) Stereo&Video Сентябрь 200469-летний Джеймс Коттон уже далеко не такой мощный харпист (исполнитель на губной гармонике), каким он был лет 30 назад: болезнь дыхательных путей сделала свое дело, и теперь Коттон и не поет, и от былой сокрушительной мощи этого важнейшего в 1970-е гг. чикагского блюзового мастера осталось только точнейшее звукоизвлечение и тончайшее ощущение блюза. И неудивительно: научившись тонкостям игры от самого «Сонни Боя» Уильямсона II, проработав много лет в ансамбле самого Мадди Уотерса (где Коттон сменил Джуниора Уэллса и работал параллельно с Литтл Уолтером — а эти два имени в те годы означали самые передовые рубежи игры на blues harp, блюзовой гармонике), к 1970-м Джеймс Коттон имел достаточную славу у слушателей и авторитет у музыкантов, чтобы стать успешным бэндлидером под собственным именем, а теперь эта слава и вовсе овеяна ароматом подлинной легенды. Поскольку харпист не может больше петь, продюсер Рэнди Лаббе пригласил для записи десяток разных блюзовых вокалистов — тут и Одетта, и Джим Лодердейл, и Си Джей Шенье, и Бобби Раш... Далеко не все певцы смогли записаться на основные дорожки с участием Коттона в The Studio в Портланде (но не том, что в Орегоне, а на крайнем северо-востоке США — в Мэне), сделанные звукорежиссером Стивом Дроуном, так что часть вокалистов была наложена в Остине (Техас) инженером Стюартом Салливэном. Вокалисты вокалистами — конечно, они сильно повышают потенциальные продажи пластинки. Но нельзя не признать, что основное положительное впечатление от этого альбома — не ансамбль Коттона (который временами звучит едва ли не ученически — особенно басист Ноэль Нил) и не вокалисты, а сам Коттон с его изысканной и в то же время по-животному драйвовой гармошкой. Катарсис наступает в финальном треке, «Friends», где пронзительная, берущая за душу гармоника рассказывает свои истории в скромном, но исполненном подлинного блюзового достоинства дуэте с гитаристом Дереком О'Брайеном.
Кирилл Мошков