Музыка

NORAH JONES

(CD, Blue Note, 2004, 46:17) Stereo&Video Сентябрь 2004
NORAH JONES}
Жанр: джаз+блюз
Оценка диска: 

Когда юная дебютантка Нора Джонс выпустила на исторически джазовом лейбле Blue Note дебютный альбом, ее было записали в джазовые певицы — тем более что она одно время заигрывала с нью-йоркской независимой джазовой сценой, а в школьном возрасте получила студенческую премию журнала Down Beat как джазовая вокалистка. Однако и тот первый альбом, «Come Away With Me», собравший беспрецедентный урожай «Грэмми» (восемь!) и разошедшийся невероятным тиражом в 18 млн. экземпляров, отношение к джазу имел разве что самое опосредованное: на нем играло несколько джазовых музыкантов, звучал один джазовый стандарт, и в аранжировках и игре ансамбля прослеживалось знакомство с джазом. Что до нового, второго альбома Норы, спродюсированного все тем же ветераном звукозаписи Арифом Мардином, то он ушел от джазового прошлого певицы уже очень далеко. Перед Норой стояла почти невыполнимая задача — не опустить планку. И она не опустила ее. Альбом явно лучше первого. Джаза в нем не больше, чем, скажем, в записях Тома Уэйтса 1970-х (кстати, здесь есть один «кавер» великого хрипуна — «The Long Way Home»). Искренняя и притягательная манера Норы Джонс только выигрывает от того, что продюсер принципиально не пользуется никакими тональными подтяжками и поправками, так что в ее голосе изредка проскальзывают разговорно-«косые» нотки. Аранжировки же вызывают в памяти одновременно Тома Уэйтса, The Band, Боба Дилана и Кассандру Уилсон. Тем более что среди участников записи есть музыканты, работавшие с Уэйтсом (барабанщик Эндрю Борджер) и с Диланом (барабанщик Брайан Блэйд), а в «What Am I To Do» играют собственными персонами барабанщик и органист The Band Левон Хелм и Гарт Хадсон. Не обошлось и без непременного Дюка Эллингтона (не будем забывать, что первой профессиональной записью Норы Джонс, ее демо-лентой, принесенной в 2002 г. на Blue Note, были как раз стандарты Эллингтона): певица сама написала текст к эллингтоновской «Melancholia», назвав ее «Don't Miss You At All» и трогательно спев под собственный аккомпанемент на рояле. Собрав воедино и сплавив джазовый опыт, блюзовое чувство, традиции интеллектуального нью-йоркского авторства-исполнительства, первоклассную игру искушенных в современной акустической полистилистике музыкантов и — last but not least! — свой немалый талант, Нора Джонс с успехом преодолела «порог второго альбома», подкосивший не одного многообещающего дебютанта, с чем ее остается только поздравить.

Кирилл Мошков