Музыка

DAVID BYRNE

(CD, Nonesuch Records/ Пурпурный легион, 2004, 58:04) Stereo&Video Сентябрь 2004
DAVID BYRNE}
Жанр: поп+рок
Оценка диска: 

Дэйвида Берна всегда интересовала «небелая» и незападная музыка: сообщество яйцеголовых рокеров-интеллектуалов Talking Heads он сначала превратил в настоящий фанк-оркестр, а потом уже сольно совершал регулярные экскурсы в область латино. «Grown Backwards» — очередной диск известного музэксцентрика. На нем Берн впервые движется в противоположную сторону, обращаясь к традициям «белой» — как европейской оперной, так и классической американской эстрадной («Переулка жестяных кастрюль» — Tin-Pan Alley) музыки. В отличие от большинства предшествующих работ, на новом опусе на передний план выдвинут не ритм, и не грув, а мелодия. Аккомпанирующий камерный струнный ансамбль Tosca Strings облекает легкие, красивые, элегантные песни в классические драпировки, при этом музыка звучит исключительно свежо и современно. Берн даже исполняет арии из двух опер — «Искателей жемчуга» Бизе (дуэт с Руфусом Уэйнрайтом) и «Травиаты» Верди, которые он трактует в качестве поп-песен предшествующей эпохи. Не обладающий голосом оперного певца Берн подает известные произведения нестандартно, эмоционально и искренне. В целом альбом предлагает самую «приятную» и доступную широкой публике музыку, к которой когда-либо имел отношение ее автор. Однако в номерах с пышными оркестровыми аранжировками затрагиваются далеко не шуточные проблемы, которые волнуют Берна еще со времен Talking Heads: человеческие отношения в мире чистогана и наживы, судьба демократии, противоречивая роль новых технологий. При этом его тексты, как и раньше, очень неоднозначны (а иногда и просто двусмысленны), полны иронии и сарказма. Так в «Empire» (где ему аккомпанирует биг-бэнд Карлы Блей) он поет осанну большому бизнесу, потому что «что хорошо для бизнеса, то хорошо для всех нас», и при его расцвете мы сможем окончательно сблизиться с матерью-природой: «Слабые среди нас погибают, выживают только сильные». В воссоздающей искрометный дух бродвейского мюзикла «The Other Side Of This Life» Берн со скрытым сарказмом вещает: «У меня больше нет проблем, все мои заботы — в прошлом. Рядом со мной — красивые ангелы, и корпоративные спонсоры хотят стать моими консультантами». Здесь встречаются забавные наблюдения, выраженные с детской непосредственностью: «Цивилизация — это нечто, связанное с ножами и вилками» («Civilization»); «кожа, которая покрывает меня с головы до пят, не считая нескольких крошечных дырочек и отверстий» («Glass, Concrete & Stone»); «Мир очень странен, и самое странное в нем — человек» («She Only Sleeps»). Таким образом, на 16 году своей сольной карьеры Дэйвид продолжает поиск новых форм самовыражения и создает музыку, которая, несмотря на всю простоту и доступность, отнюдь не является фоновой.

Владимир НАСОНОВ