Музыка

BEETHOVEN
in C minor, Op.67. Seiji Ozawa, Boston Symphony Orchestra

(CD, Telarc/Пурпурный легион, 1981, 39:16) Stereo&Video Август 2004
BEETHOVENin C minor, Op.67. Seiji Ozawa, Boston Symphony Orchestra}
Жанр: классика

Симфонию №5 можно отнести к наиболее популярным произведениям Людвига ван Бетховена. Ее начальные фразы известны, наверное, даже тем, кто никогда не слышал произведения в концерте или грамзаписи. На вопрос «Что означают начальные мотивы?» сам Бетховен ответил: «Так судьба стучится в дверь» — и после этого открывающую произведение последовательность нот стали называть «темой судьбы». Но автор был против каких-либо объяснений своей музыки, которая, как он считал, неизмеримо сложнее и глубже любых толкований. Написание симфонии относится к первой декаде XIX века — наиболее продуктивному периоду творчества композитора. Концерт, состоявшийся 22 декабря 1808 г. в венском Theater-an-der-Wien, сегодня представляется явлением уникальным — он полностью состоял из премьер бетховенских опусов. В числе прочих тогда были исполнены симфония №6, концерт для фортепиано с оркестром №4, фантазия для фортепиано, хора и оркестра, а также записанная на обозреваемом CD симфония №5. Первый значительный отклик на это сочинение появился только спустя полтора года после премьеры — Allegemeine musikalische Zeitung напечатала статью Э.Т.А. Гофманна, который также был известным композитором. Слова рецензента проникнуты экстатической восторженностью: «Музыка открывает слушателю мир, не имеющий ничего общего с окружающими нас материальными явлениями. Автор забывает все чувства, которые можно было бы верно отнести к чему-то внешнему, он отдает себя во власть невыразимых эмоций… Ярчайшие лучи приходят из бездны ночи, и в воображении возникают гигантские тени, которые, раскачиваясь из стороны в сторону, повергают нас в оцепенение оживающей в душах непрерывающейся болью…» Опубликованную в данном альбоме увертюру «Эгмонт» также можно отнести к числу бетховеновских шедевров. Исполнение сочинений Бостонским симфоническим оркестром с Сейджи Озавой за дирижерским пультом отличается от их трактовок немецкими дирижерами (Клемперером, Вальтером, Караяном и др.), но несомненно представляет значительный интерес. Страстное, ярко эмоциональное музицирование открывает слушателю мир образов гениальных творений Бетховена.

Артем АВАТИНЯН